Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

выпускник Илья Нахмансон: Блок и Куклин // 16 октября 2006, 12:50

Блока, надеюсь, все помнят. Куклина вряд ли даже слышали, поэтому привожу целиком:

.. Водой колодезной умыться
И бережливо босиком
Пройтись по белым половицам
С большим коричневым глазком.

Глазам не веря, раз по десять
Все щели просчитать подряд.
На тот же гвоздь часы повесить,
Что много лет тому назад...

И будет тикать, будет тикать
В том деревянном терему,
И будет тихо, будет тихо
Существованью моему...

А утром выйдут из тумана,
Продолговаты, как года,
Неторопливы и пространны,
Нефтеналивные суда.

И где-то сбоку притулится
В кургузых до колен штанах
пацан - курносый, круглолицый,
Весь в синяках как в орденах!

Не по названьям бакалейным -
Он учит грамоту не там:
По этим рейсовым, линейным,
Квадратным буквам по бортам.

Пока его не попросили
К доске, в словесный спор и гам, -
Здесь пол-России, пол-России
Переберет он по слогам.

Ну и, собственно, итог:

Грешить бесстыдно, непробудно,
В кургузых до колен штанах,
И, с головой от хмеля трудной,
Весь в синяках, как в орденах,

Пацан курносый, круглолицый...
Счет потерять ночам и дням
Пройтись по белым половицам -
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,
И бережливо, босиком -
Тайком к заплеванному полу
С большим коричневым глазком.

И под лампадой у иконы
Все щели просчитать подряд,
Потом переслюнить купоны,
Что много лет тому назад...

Глазам не веря, раз по десять,
Три, да еще семь раз подряд
На тот же гвоздь часы повесить
И зацелованный оклад.

Пока его не попросили
Пить чай, отщелкивая счет.
И - на перины пуховые
Пузатый отворив комод.

Комментировать | Вся дискуссия
учитель В. А. Дымшиц: сенсуализм // 16 октября 2006, 20:40

Благодаря Леониду Яковлевичу, я понял, что главное в победе - это ее ощущение. В таком случае, я свою победу ощущаю в полной мере. Во-первых, крыловский центон - подлинный шедевр, ради его публикации уже стоило затевать весь этот сыр-бор-дремучий лес.
Во-вторых, вона какие тексты "повисли на суках дерев".
Замечу, что стихотворение Кибирова - никакой не центон. И вообще, оно меня, в отличие от центона Жени Мининой, оставило равнодушным. Формальный эксперимент - несомненный двигатель прогресса. Только что вышел в Большой библиотеке поэта том Кирсанова (которого очень люблю) с предисловием Гаспарова. (Кажется, это его последняя работа.) Там все очень ярко сказано в защиту формальных "выкрутасов". И вообще, "мои" авторы это Донн и всяческое барокко, и еврейские поэты-модернисты, которые все время занимались всякими формальными экспериментами. И с Дашей я всецело согласен.
И Блок-Куклин хоть куда.
Я был потрясен, узнав, что могу "глаголом жечь". Спасибо, конечно, но, если и могу, то только под настроение, и только при личном общении. Тогда - хоть глаголом, хоть существительным. Будете в наших краях, заходите к нам на огонек.
Вот еще один центон:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Плывет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит,
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как ступа с бабою Ягой.

Комментировать
учитель Л. Я. Жмудь: Полностью с Вами согласен, Валерий Аронович! // 18 октября 2006, 01:56

Пора забыть это немецкое es gibt zu unterscheiden! Вали все в кучу: и Донна с Кирсановым, и барокко с модернизмом, и центон с экспериментом, мешай все в ступе - баба Яга и не такое едала!

Комментировать
учитель В. А. Дымшиц: Когда пионер-герой Волька ибн Алеша // 19 октября 2006, 04:09

гордо отказался от подаренного ему Хатабычем каравана, глупый старик, ломая руки, все повторял: "Ах, какие хорошие были верблюдики..."

Комментировать
выпускница Дарья Хитрова: Ну поделитесь же, // 19 октября 2006, 12:45

Валерий Аронович, верблюдиками! Пусть Л.Я. огородит нам песочницу.

Комментировать
учитель В. А. Дымшиц: Крупный верблюд по кличке Центон. Специально для Даши // 20 октября 2006, 00:37

Уважаемый Леонид Яковлевич пишет: "Любая техника имеет свои границы применения: гексаметром можно воспевать героев, излагать философские теории и даже писать ядовитые эпиграммы, но и он не резиновый. Есть, с другой стороны, буриме, центоны и другие petits jeux, где техника приобрела самодостаточный характер, со всеми вытекающими отсюда последствиями для выражения чего-бы то ни было оригинального, серьезного, да и смешного тоже.
Замечу, что техника стихописания как характерный признак жанра есть либо наследие классицистской эстетики, либо инерция читательского восприятия. Саул Черниховский написал гексаметром замечательные реалистические новеллы из еврейского быта во вкусе Шолом-Алейхема, а Ходасевич их с блеском перевел на русский. Обоих упрекали, что в том, что они зря, дескать, расходуют народные гексаметры на всякие глупости.
Характерная поэтическая безделушка - акростих. Между тем, именно акростихом на буквы алфавита написана такая "мелочь" как Плачь Иеремии.
Теперь о презренных центонах. Основным жанром средневековой еврейской поэзии являлся литургический гимн, так называемый пиют (древнееврейское слово греческого происхождения). Большинство пиютов составлены как центоны. Пиюты всегда занимали и до сих пор занимают серьезное место в синагогальной литургии. Чувства ими выражаются самые серьезные и высокие. Очень многие пиюты - еще и акростихи, например, на имя автора.
Один из самых оригинальных пиютов был составлен астраханским субботником Аврумом Грачевым (привет Лене!) в самом начале ХХ века. На русском языке, но с соблюдением классических правил.
Воззвание
Благословен Бог, собирающий народ свой ישראל
Многоуважаемые братья единоверцы! Просим, нет ли чего нового - Исайи 43, 19; Иер 31, 30-32? Сообщите, по поводу этого не получалось ли в пользу нашего народа? Ну, мы вам сообщаем, что у нас слышно следующее: В Палестине уже много появилось колоний и преимущественно в тех местах, где когда-то в древле стояли города и селения наших предков (Амос 9, 14-15; Исайи 44, 26). И дело идет очень успешно, и если со вниманием вникать в наблюдение движущихся по поводу этого дел, то можно почти безошибочно сказать, что все это делается согласно изреченного глагола Вечносуществующего. В Палестине занимаются земледелием, со скорбию очищают поляну от кустарника и распахивают новину (Иер 4, 3). Дожди выпадают своевременно и в достаточном количестве (Иез 34, 26; Осии 2, 23; Зах 8, 12). Опытный инженер устроил конно-железную дорогу до первой колонии от этого, при море стоящего, г. Яффы и наводят мнение, чтобы всюду устроить путесообщение (Исайи 58, 12; 49, 11; 35, 8 ). Детей в школах обучают на древний еврейский язык. Это для той цели, чтобы поуспешнее офундаментовать образ будущей жизни и говорить чистым языком (Соф 3, 9). Есть уже и правители в среде нашего народа (Иер 30, 21) барон Гершон, который неутомимо, при помощи Господа, старается обеспечить жизнь своего народа и установил для них общий торжественный праздник в память сооружения колоний, который совпадает в 10-е число которого только месяца, этого уж я не знаю, но наверное и это по слову Господа, если, только, я не ошибаюсь (Зах 8, 19). В конце всего, посылаем всем вам наше почтение и желаем вам - Исайи 12, 3. Будьте только тверды и не бойтесь (Исайи 43, 1-5), и имейте в виду этот факт, который нас уверяет для того, чтобы нам иметь полную надежду на нашего Творца (Зах 8, 6). Ну, я надеюсь и надеюсь на Господа, Который дает мне твердость и научит язык мой, чтобы дать ответ. На обороте сего прилагаю вам Песнь нашему народу.
Грачев
Песнь на свободу нашему народу (акростих)
Ах, как приятно поет гортань моя, точно лира!
желаю вам благ будущего мира! Исайи 12, 3
В голове моей звучит словно струна цимбала.
ну, жалею, что плодов собрал я очень мало! Исайи 3, 10
Речь веду я с вами, а о чем, вы знаете и сами:
что получается с израильскими сынами. Втор 32, 29-30
Утешайте, утешайте, говорит Господь, народ Мой. Исайи 40, 1
вот, он идет в покой свой. Иер 31, 1
Много лет его притесняют;
но что для самих будет, они не знают. Иоил 4 глава
Голос ужаса слышен и голос смятенья,
но в нем будет для него спасенье. Иер 30, 5-7
Радость воспойте нашему народу, Исайи 54, 1
потому, что вижу пленникам свободу. Исайи 61, 1
Аставлял Он их, но только до время; Мих 5, 2
а теперь привлекает к себе и любимое племя. Иер 31, 2
Что за грехи свои получил он вдвое; Исайи 40,2
не было у нас вождя и не было героя.
Есть теперь же у нас предварительная награда;
так, что в Палестине есть сады из винограда. Осии 2, 16
Вполне можно решить, что дождались надежды
остатки завязанные в поле одежды. Иез 5, 3
(Тифлов М. Из записок и дневников: О переселении сектантов жидовствующих в Палестину // Миссионерское обозрение. 1904. № 5.

Сильные чувства выражал человек. В результате этого воззвания сотни русских иудействующих уехали в Палестину. Такие petits jeux

Комментировать
выпускница Дарья Хитрова: Спасибо большое! // 20 октября 2006, 02:05

Комментировать
учитель Л. Я. Жмудь: Сражен! Убит! Беру свои слова обратно! // 20 октября 2006, 02:23

Сжигаю все, чему поклонялся, завтра собираю вещи и отправляюсь в землю обетованную. К черту Пифагора, буду писать о роли центонов в заселении Палестины.
Есть у меня предварительная награда:
Будет Паше вдоволь винограда!

Комментировать

«Легкая школа — это социальное преступление»

Ф. Ф. Зелинский,
крупнейший русский филолог-классик