Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель В. А. Дымшиц: Апикойрес // 28 марта 2005, 02:13

Я в этом не очень большой специалист, поэтому все нижеизложенное скорее мнение, чем утверждение.
Термин "апикойрес" - ашкеназская транскрипция древнееврейской адаптации имени Эпикура в ее латинизированной форме "Эпикурус". Именно "Эпикур", а не "эпикуреец". Термин этот появился во II в. н. э. и с тех пор использовался очень широко. Время правления императора Адриана - это время, когда, с одной стороны, после подавления восстания Бар-Кохбы вопросы национально-конфессиональной идентичности стояли в Иудее очень остро, а с другой, Эпикур был в Риме в очень большой моде. Соответственно, имя Эпикура стало нарицательным, а слово "апикойрес" означало не конкретно последователя Эпикура, а вообще всякого поклонника любой "греческой мудрости". Что-то вроде: "Эй ты, философ, эпикур хренов".
Уже в XVIII в. с распространением идей Просвещения это слово приобрело и в иврите и в идише новое значение - "безбожник", "атеист". Кроме того, в идише это еще и бытовое ругательство (что очевидно). В 1920-30-е гг. гордое имя "Апикойрес" носил советский антирелигиозный журнал на идише.
Интересно, что некий античный привкус в еврейском отношении к безбожию был очень долго. Еще в XIX в. в идише в ходу было слово "филозоф" (с ударением на последнем слоге) как синоним слова "апикойрес".
Несколько мелких комментариев к истории Ильи Нахмансона.
1. О вреде американских переводов. В финале этой фольклорной истории (как я ее слышал) был не политкорректный "игнорамус", а вполне человеческий "дурень". На идише это еще смачней: "а йолд". (От ивритского "елед" - "дитя, ребенок", но со смутными славянскими ассоциациями.)
2. Историческая локализация анекдота - эпоха Великих реформ. Ее главный герой - еврейский Базаров, начитавшийся в большом городе Писарева и Виссариона Зайцева. Вне этого контекста анекдот просто невозможен.
3. Смысл анекдота хотя и близок к предмету дискуссии, но все же несколько иной. Старец вовсе не хочет сказать, что атеист, должен, как говаривал Ильич, овладеть и т. д., чтобы знать врага в лицо. Он упрекает юношу в отсутствии оригинальности и глубины. Т.к. богословие всегда занималось доказательствами бытия Божьего, то соответственно вопрос о Его небытии тоже много раз рассматривался. Понятно, что для старца из анекдота мнение "Бога нет" не как богословская проблема, а как чистый лозунг - химически чистая глупость.

Комментировать | Вся дискуссия

«Кто занимается философией греков, на каждом шагу наталкивается на эту способность ставить принципиальные вопросы, и, следовательно, читая греков, он упражняется в умении владеть одним из наиболее мощных интеллектуальных орудий, выработанных западноевропейской мыслью»

В. Гейзенберг,
немецкий физик, один из основателей квантовой механики