школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация
Раз уж зашла речь о собаках - не приходят ли вам на ум, уважаемые классики, латинские описания левреток? Насколько я понимаю, левретка называлась veltrus и была распространена во всем Древнем мире, было бы здорово понять, какая у любимой собаки д'Аннунцио литературная генеалогия.
Комментировать | Вся дискуссияVeltrus - это средневековое слово (засвидетельствовано в leges Salicae), из классического латинского vertragus или vertagus (разночтения в рукописях). Vert/r/agus в античности упоминается, как будто бы, всего четыре раза: во-первых, в марциаловской эпиграмме XIV, 200 (14-я книга - это цикл надписей к подаркам, так что имеется в виду преподнесение кому-то ценной собаки): Non sibi, sed domino venatur vertragus acer, / inlaesum leporem qui tibi dente feret. Кроме того, у Аппиана в греческом трактате "О псовой охоте" (II в. н. э.) сказано, что "кельтские быстроногие собаки", исключительно красивого вида, называются ουερτραγοι "из-за своей быстроты" (3, 6; чуть выше он пишет, что Ксенофонт - его главный образец и предшественник - ни этой, ни других кельтских пород не знал). Еще астролог Фирмик Матерн в IV в. н. э. говорит, что "под знаком Венеры в Водолее" рождаются всякие птицеловы и псари, в том числе заводчики-держатели "Molossorum et vertragorum". Наконец, в поэме "О псовой охоте" Граттия Фалиска (эпоха Августа, т. е. самое раннее упоминание) названа Vertraha (ст. 203), быстрая и ПЯТНИСТАЯ - получается, не левретка (или они бывают пятнистыми?). В общем, этимологи согласны, что слово кельтского происхождения; но, конечно, поди знай, наша ли это левретка или просто какая-то особенная галльская борзая. Так что античная генеалогия если прослеживается, то, наверное, не по текстам, а по изображениям (про них ничего не знаю). Вообще современные кинологи (мне один раз пришлось с этим столкнуться) начинают страшно браниться и размахивать руками, когда кто-нибудь пытается проводить параллели между античными породами и нынешними. В этом смысле важнее, наверное, не как оно есть по правде, а что думали про античных левреток во времена д'Аннунцио и с кем их тогда пытались отождествлять; попробую посмотреть книжки рубежа XIX-XX. Если у Вас есть дома доступ к JSTOR'у, то гляньте сюда: http://www.jstor.org/pss/476523 (первая страница многообещающая, а дальше мне не показывают).
КомментироватьСонька, если нужна статья из jstor - я могу прислать.
КомментироватьВсеволод Владимирович, спасибо большое! Тут мне еще придется подумать на всей этой кинологической подоплекой, так как д'Ааннунцио, с одной стороны, воспевал дамских компаньонов - левреток, но сам разводил борзых, которые, в свою очередь, были в фаворе у ренессансных правителей и художников, ренессанс тут, конечно, важнее античности. Что до отождествления, сам он наделял борзых птичьей грацией: в рассказе "Леда без лебедя" он видит героиню Ледой, когда ей на плечо кладет морду-клюв белоснежная борзая. Спасибо еще раз.
Комментировать