Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

выпускница Анастасия Лукина: Поскольку синтаксисты пока молчат, // 17 сентября 2009, 03:36

вот полупрофессиональный ответ. Сразу оговорюсь, что конкретная терминология зависит от теоретического подхода. Все глаголы могут присоединять определенное число актантов или участников (так называемая "валентность" глагола): субъект, объект, адресат (или агиенс, пациенс...) и т.д. При образовании залоговых форм один из актантов более низкого порядка становится грамматическим подлежащим. Как ты справедливо заметил, в большинстве европейских языков при образовании пассивного залога в позицию грамматического подлежащего может продвигаться только пациенс (грамматически обычно выраженный прямым дополнением).
Английский язык действительно допускает продвижение на первую позицию других актантов: Mary was given a book и даже This chair has been sat in by Prince Charles. Подобные конструкции, насколько я понимаю, достаточно распространены в неиндоевропейских языках. Среди европейских языков, единичные примеры есть в новогреческом языке:
Ο δάσκαλος διδάσκει παιδιά γραμματική - Τα παιδιά διδάσκονται γραμματική - Η γραμματική διδάσκεται στα παιδιά. Это пример, разумеется, отличается от английских, поскольку и "дети", и "грамматика" стоят в винительном падеже, а значит формально являются прямыми дополнениями. Кроме того, в отличие от английского, в греческом таких примеров очень мало. Я видела похожие примеры из скандинавских языков, но, к сожалению, не помню подробностей.

Комментировать | Вся дискуссия

«Страсть к познанию — вот источник высоких радостей, уготованных для благородных душ»

Г. Флобер,
французский писатель