Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель Л. Я. Жмудь: Позитивизм - что это такое? // 7 декабря 2008, 23:29

Действительно, Вы коснулись важного вопроса. Позитивизм частично забыт, а частично оболган, причем далеко не только в структурно-семиотической среде, но вообще среди людей, приписывающих себе современные взгляды. Я как-то задал этот вопрос в Wissenschaftskolleg zu Berlin, где были люди разных специальностей и из разных стран. Оказалось, что общего в их ответах почти нет, точнее, общее в том, что позитивисты - это не мы, это другие, и они нам не нравятся. Такой классический образ противника (врага, бяки) с тысячью разных лиц. А ведь начнешь им вопросы задавать, которые мне Лена задала: а кто, а когда, а что сделали, а куда делись? - сыпятся на глазах! Для многих позитивизм - это просто синоним науки, не только XIX, но и XX вв., что не так уж далеко от истины. Но у этих - своя наука, а та, "устаревшая", их мало волнует.
Иногда дело доходит до анекдота. Вот, скажем, концепция мифологического мышления, столько близкая сердцу истинного структуралиста. Создал ее махровый позитивист Леви-Брюль, правда, в конце концов он от нее отказался, но мы от нее не откажемся, нет! - мы ее РАЗОВЬЕМ, мы этим мышлением наделим не только папуасов, но и русских писателей и поэтов (по выбору), и т.д. и т.п. - иногда до полного умопомрачения. В результате оказывается, что на словах позитивизм - это что-то примитивное и замшелое, а поскребешь их самих немножко - и вылезут теории, над которыми смеялись еще в начале XX в.

Комментировать | Вся дискуссия
учительница Е. Н. Грачева: [без темы] // 8 декабря 2008, 00:50

Мне не свойственно смеяться ни над одним научным методом, который что-то может объяснить в объекте. И в этом смысле и позитивизм, и столь нелюбимые тобой семиотика и структурализм полезны, если правильно ставить исследовательскую задачу; если понимать, ЧТО метод, грубо говоря, МОЖЕТ увидеть в объекте, а что не может. Если ты считаешь, что ни семиотика, ни структурализм ничего нового не добавили к нашему знанию о мире, а только все испортили, - я с этим никогда не соглашусь. То, что какие-то вещи на волне увлечения могли экстраполироваться на не подходящие для этого объекты, то это запросто. И что из этого? Все равно все выкинуть и оставить один позитивизм?

Комментировать
выпускница Дина Гидон: Контакт! // 8 декабря 2008, 02:18

http://610.ru/forum/10055.html

Комментировать
учитель Дмитрий Кобак: Действительно, что такое позитивизм? // 8 декабря 2008, 01:36

Я прошу прощения за свои дурацкие вопросы, но снова встряну: а правда, что такое "позитивизм", когда речь идет о филологии? Мне известны два употребления этого слова: позитивизм Огюста Конта (это мне всегда представлялось какими-то не особо важными благоглупостями, но я знаком только с очень краткими популярными пересказами) и логический позитивизм Венского кружка (исторически важное, но неверное, как мне кажется, направление в философии науки, с тех пор многократно раскритикованное).

Но о чем идет речь, когда "позивитизм" противопоставляется структурализму и семиотике?

И заодно: термины "структурализм" и "семиотика" обозначают одно и то же направление мысли - или разные?

Комментировать

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

К. Хаббард,
американский писатель