Физика по Фейнману
Программа спецкурса для 10-х классов (Д. А. Кобак)
На этом спецкурсе мы будем постепенно разбираться в «Фейнмановских лекциях по физике» — знаменитом учебнике для первых двух курсов университета, составленном из лекций, прочитанных нобелевским лауреатом Ричардом Фейнманом в 60-х годах в Калифорнийском Технологическом институте. Занятия проходят в форме семинаров: в течение недели гимназисты читают очередную лекцию и пытаются в ней самостоятельно в ней разобраться. Затем мы встречаемся и обсуждаем то, что осталось непонятным. На каждое занятие назначается «докладчик», который вкратце излагает содержание прочитанной лекции, восстанавливает на доске важные доказательства и пытается ответить на вопросы публики.
За 2004—2005 учебный год можно попробовать одолеть (видимо, с некоторыми пропусками) первые два тома «Лекций», которые называются соответственно «Современная наука о природе» и «Пространство, время, движение». По ходу дела придется хотя бы вкратце познакомиться с большей частью программы математики 11-го класса. Приводимая ниже программа может несколько меняться по ходу дела: возможно, мы пропустим некоторые чересчур сложные лекции и заменим их на более простые темы из третьего тома.
- Лекции 1, 2, 3: Атомы в движении, основные физические воззрения, физика и другие науки
- Лекция 4: Сохранение энергии
- Лекция 5: Время и расстояние
- Лекция 6: Вероятность
- Лекция 7: Теория тяготения
- Лекция 8: Движение
- Лекция 9: Динамические законы Ньютона
- Лекция 10: Закон сохранения импульса
- Лекция 11: Векторы
- Лекция 12: Характеристики силы
- Лекция 13: Работа и потенциальная энергия (I)
- Лекция 14: Работа и потенциальная энергия (II)
- Лекция 15: Специальная теория относительности
- Лекция 16: Релятивистская энергия и релятивистский импульс
- Лекция 17: Пространство-время
- Лекция 18: Двумерные вращения
- Лекция 19: Центр масс, момент инерции
- Лекция 20: Вращение в пространстве
- Лекция 21: Гармонический осциллятор
- Лекция 22: Алгебра
- Лекция 23: Резоннас
- Лекция 24: Переходные решения
- Лекция 25: Линейные системы и обзор
«Значение гимназии редко видят в вещах, которым там действительно научаются и которые выносятся оттуда навсегда, а в тех, которые преподаются, но которые школьник усваивает лишь с отвращением, чтобы стряхнуть их с себя, как только это станет возможным»
Ф. Ницше,
немецкий философ