Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
  спецкурсы          

Лингвистика
Программа спецкурса для 10-х классов (Н. А. Слюсарь)


    I. Четыре вводных занятия

  1. Материальна ли мысль? История вопроса начиная с Платона и Аристотеля и до середины 19 века. Открытия последующих лет и первые теории строения мозга. Две ключевых для современных когнитивных наук проблемы: врожденность и модулярность. Строение нервной системы (современное представление).
  2. Проблема Лейбница (Leibniz's Gap) и способы ее решения. Computationalism: мозг как компьютер. Коннекционизм: мозг как гигантская нейронная сеть.
  3. Третий путь: мозг как мозг (различные методы изучения мозга как такового).
  4. Краткий обзор нескольких нелингвистических когнитивных дисциплин.
  5. II. Три занятия по разным областям лингвистики

  6. Традиционное разделение лингвистики на фонологию, морфологию, синтаксис и семантику. Язык как система знаков. Основные понятия фонологии.
  7. Основные проблемы семантики. Синтаксис: краткая история, появление генеративной грамматики.
  8. Обзор генеративной грамматики.
  9. III. Три занятия по психолингвистике

  10. Ментальный лексикон: доступ к словам, взаимодействие с грамматической подсистемой, организация ментального лексикона.
  11. Восприятие речи: членение предложения в реальном времени (parsing).
  12. Порождение речи: модель Левелта.
  13. IV. Три занятия по онтолингвистике

  14. Детская речь. Как ребенок овладевает первым языком: главные загадки.
  15. Детская речь (продолжение). Коротко о билингвизме и изучении второго языка.
  16. Детские речевые расстройства. Проблема происхождения человеческого языка.
  17. V. Одно занятие по клинической лингвистике и латерализации

  18. Различные расстройства речи. Афазия Брока и Вернике. Латерализация языковых и других когнитивных функций (специализация правого и левого полушария мозга).
  19. VI. Три занятия, посвященных лингвистической типологии и языковым изменениям

  20. Сравнительно-историческое языкозание. Генетическое родство языков, понятие языковой семьи. Языковые изменения и их механизмы. Звуковой закон. Теория грамматикализации.
  21. Морфологическая типология Сэпира и квантитативная морфология Гринберга. Проблема языковых универсалий. Типология порядка слов.
  22. Контенсивная типология. Маркированность в типологии. «Экзотические» языки: некоторые наиболее неожиданные грамматические и лексические особенности языков мира.
  23. VII. Одно занятие по когнитивной лингвистике

  24. Когнитивная лингвистика. Новое представление о категоризации (Э.Рош, Дж.Лакофф), теория языковой метафоры (Дж.Лакофф и М.Джонсон) и другое.
  25. VIII. Одно занятие по социолингвистике

  26. Социолингвистика. Социальная дифференциация языка (стратификационная и ситуативная). Проблема сосуществования нескольких языков в рамках одного коллектива. Пиджины и креольские языки. Языковая политика.

«Если ребенка, способного к точным наукам, учить только математике, то он станет не математиком, а ослом. Среди прочего таких детей необходимо учить латинской грамматике — ведь благодаря ей школьник знакомится с умозрительными явлениями, которые нельзя потрогать руками, но которые тем не менее подчиняются строгим законам. Только так можно научиться оперировать научными понятиями»

Р. Бунзен,
немецкий химик, изобретатель газовой горелки