Лингвистика
Программа спецкурса для 10-х классов (Н. А. Слюсарь)
I. Четыре вводных занятия
Материальна ли мысль? История вопроса начиная с Платона и Аристотеля и до середины 19 века. Открытия последующих лет и первые теории строения мозга. Две ключевых для современных когнитивных наук проблемы: врожденность и модулярность. Строение нервной системы (современное представление).
Проблема Лейбница (Leibniz's Gap) и способы ее решения. Computationalism: мозг как компьютер. Коннекционизм: мозг как гигантская нейронная сеть.
Третий путь: мозг как мозг (различные методы изучения мозга как такового).
Краткий обзор нескольких нелингвистических когнитивных дисциплин.
II. Три занятия по разным областям лингвистики
Традиционное разделение лингвистики на фонологию, морфологию, синтаксис и семантику. Язык как система знаков. Основные понятия фонологии.
Основные проблемы семантики. Синтаксис: краткая история, появление генеративной грамматики.
Обзор генеративной грамматики.
III. Три занятия по психолингвистике
Ментальный лексикон: доступ к словам, взаимодействие с грамматической подсистемой, организация ментального лексикона.
Восприятие речи: членение предложения в реальном времени (parsing).
Порождение речи: модель Левелта.
IV. Три занятия по онтолингвистике
Детская речь. Как ребенок овладевает первым языком: главные загадки.
Детская речь (продолжение). Коротко о билингвизме и изучении второго языка.
Детские речевые расстройства. Проблема происхождения человеческого языка.
V. Одно занятие по клинической лингвистике и латерализации
Различные расстройства речи. Афазия Брока и Вернике. Латерализация языковых и других когнитивных функций (специализация правого и левого полушария мозга).
VI. Три занятия, посвященных лингвистической типологии и языковым изменениям
Сравнительно-историческое языкозание. Генетическое родство языков, понятие языковой семьи. Языковые изменения и их механизмы. Звуковой закон. Теория грамматикализации.
Морфологическая типология Сэпира и квантитативная морфология Гринберга. Проблема языковых универсалий. Типология порядка слов.
Контенсивная типология. Маркированность в типологии. «Экзотические» языки: некоторые наиболее неожиданные грамматические и лексические особенности языков мира.
VII. Одно занятие по когнитивной лингвистике
Когнитивная лингвистика. Новое представление о категоризации (Э.Рош, Дж.Лакофф), теория языковой метафоры (Дж.Лакофф и М.Джонсон) и другое.
VIII. Одно занятие по социолингвистике
Социолингвистика. Социальная дифференциация языка (стратификационная и ситуативная). Проблема сосуществования нескольких языков в рамках одного коллектива. Пиджины и креольские языки. Языковая политика.
«Напрасно обучение без мыcли, опасна мысль без обучения»