Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
в прессе            

С брандспойтами на гимназистов
«Невское время», февраль 1991

Нет, до брандспойтов еще не дошло — в дело включились пока только брандмейстеры. Но кто знает — все возможно… А теперь по порядку.

Учебное заведение нового типа, где из 25 преподавателей 11 имеют ученую степень, было создано около двух лет назад.

 — В основу обучения нами были положены принципы дореволюционной классической гимназии, конечно, переработанные и модернизированные, — рассказал преподаватель математики С. Бурячко. — С самого начала дети изучают латынь, проводятся углубленные занятия по английскому, математике, русской и зарубежной литературе, истории. Со старших классов добавятся еще два языка — древнегреческий и немецкий. Принимаются ребята со всего города.

Основной контингент преподавателей — люди, совмещающие работу в гимназии с научной деятельностью в различных академических и высших учебных заведениях, музеях.

Гимназия популярна: в нынешнем учебном году конкурс в нее составил 14 человек на место: увы, с самого начала судьба ее была нелегкой. Вначале размещалась в Василеостровском доме пионеров. Но к лету была выселена. Пристанище было найдено лишь в первых числах сентября в здании Петроградского роно на Большом проспекте, 59, в помещении районного методического кабинета: «Поучитесь пару месяцев, а там что-нибудь подыщем…»

…Второй этаж дома №59 встретил темными коридорами. Часть пола была разобрана. Как я узнал, гимназисты находятся в состоянии войны с районными властями.

Та легкомысленно обещанная «пара месяцев» пролетела быстро. Комиссия Ленсовета по образованию, с самого начала поддерживающая гимназию, другого помещения не нашла. Петроградское роно, руководство которого за это время сменилось, терпеть на своей территории «чужаков» больше не хотело — но дело в том, что за время своих скитаний гимназия приобрела статус «школы-гимназии №610 Дзержинского (!) роно».

Но тут же совсем другой район — Петроградский! Начались неприятности.

Нанесла визит районная СЭС. Главный государственный врач Петроградского района Гайко установил: «Школа по набору помещений и площадям не соответствует существующим санитарным нормам». Что здесь, классы по 100 человек? Да нет — четыре класса по 25.

Врач Гайко постановил: «запретить с 1 января эксплуатацию гимназии», а в графе «впредь до» записал «бессрочно». 15 января гимназия была опечатана.

Печати были нагло сняты, а занятия продолжены: латынь требует каждодневной учебы. Следующими на сцену выступили пожарные. Государственный инспектор по пожарному надзору 5-го отряда ВПО УПО ГУВД (не знаю уж, как это расшифровать) брандмайор Тосури «установил» еще большее количество нарушений пожарной безопасности: курят в неустановленных местах (т. е. в преподавательской), применяют «эл. чайники и кипятильники» (это пытались организовать горячее питание — грели чай детям), отсутствуют средства пожаротушения, не знают действий в случае пожара, не назначен ответственный за пожарную безопасность. Остальные претензии касались уже не гимназии, а непосредственно роно. Администрация взялась за устранение нарушений (в питании даже перешли на термосы). Но и тут старались напрасно: старший пожарный лейтенант Бойко не только опечатал двери и электрощиты, но и «перекусил» в последних какие-то важные проводки.

Печати вновь, еще более нагло, были сорваны, занятия продолжены. Перекрестившись, залезли преподаватели и в распределительный щит… В результате чего временно потух свет во всем здании. Я, конечно, очень плохо разбираюсь в санитарной медицине и пожарном деле, но мне трудно соотнести указанные причины с категоричностью выносимых решений, тем более что администрация школы во всех случаях изъявляла желание устранять недостатки. Интересно, как бы действовали Гайко, Тосури и Бойко, если бы их дети учились именно в этой гимназии? Очевидно, нужно было как можно скорее обосновать решение президиума Петроградского райсовета «О переводе школы-гимназии № 610 Дзержинского роно из помещения РМК Петроградского роно». В решении пять пунктов, но ни в одном не упомянуто, куда следует переводить гимназию. Зато ясно сказано, откуда ее надо незамедлительно удалять.

Преподаватели гимназии тоже пытались действовать: обивали пороги Ленсовета, просили помочь, наконец, с обещанным помещением, подыскать подходящее. Другого помещения найдено не было, зато в пятницу, 8 февраля, президиум Ленсовета с подачи комиссии по образованию постановил: указанное здание передать на баланс городского комитета по народному образованию до 1 марта 1991 года, а всем его нынешним арендаторам — удалиться в срок до 1 января 1992 года. Куда? Очевидно, туда же, куда должна была удалиться гимназия по решению нижестоящего президиума.

Принятое решение, которое трудно, конечно же, назвать соломоновым, возымело немедленную реакцию: в понедельник, 11 февраля, дверь в помещение гимназии оказалась уже не просто опечатанной, но и намертво приколоченной к косяку огромными гвоздями. Преподаватели гимназии впервые спасовали и распустили детей по домам…

 — А что я могу поделать? — пожал плечами заведующий роно Гаврилов.

Решение Ленсовета В. Гаврилов считает крайне несправедливым.

 — Они совершенно не учитывают нужды района. У нас 17000 школьников, из них 4000 учатся во вторую смену. Школьных зданий не хватает, а Ленсовет, вместо того чтобы подыскать помещение, забрать его, к примеру, у промышленности, отнимает площади у Народного образования. А ведь у нас здесь расположены не только роно и централизованная бухгалтерия, есть кооператив «Кожаный мяч», который занимается с детьми спортом, есть два межшкольных класса информатики, должны открыться еще четыре. Мало того, мы сами здесь хотели открыть школу, после ремонта здания, но только свою — петроградскую. Конечно, мы этого так не оставим. У нас уже есть заявления родителей соседних школ — 84, 47, 86-й. Они возмущены, ходатайствуют, чтобы здание было использовано только в интересах Петроградского района, для наших петроградских детей. Мы напишем письмо-протест в Верховный Совет СССР…

Преподаватели гимназии тоже собираются писать протесты и апеллировать:

 — Мы не хотим вдаваться в проблемы роно. Нам предложили здание, оно нам подходит, и мы будем бороться. У нас есть теперь законное основание.

Так что решающий бой, возможно, — с брандспойтами еще впереди. А может, сегодня и происходит…

На одном из стендов метод кабинета, опечатанного вместе с гимназией, красивым почерком выписаны, очевидно, в помощь педагогам, цитаты из Крупской, Ушинского, Горького… Больше всего мне понравилось из Алексея Максимовича:

«Учитель, знай и верь, что ты — самый необходимый человек на Земле, учись и учи».

Я не знаю, кто в этой истории и в какой мере должен поступиться какими-то своим амбициями. Но, Господи, помоги ты этим взрослым договориться, чтобы дети, которым явно нравится учиться в гимназии, не разбредались по домам от заколоченной двери.

Сергей ЗЕЛИНСКИЙ

с брандспойтами на гимназистов

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности