школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
в прессе |
В январе я был в Петербурге, и мне захотелось узнать, что нового появилось в области образования в новой России. По словам моих друзей, одной из лучших школ в городе является классическая гимназия №601 ((так в тексте! — 610.ru)) в Петроградском районе. Принимают туда детей, успешно закончивших пять классов обычной школы. Мне удалось встретиться с одним из основателей гимназии — Львом Яковлевичем ЛУРЬЕ. Предлагаю вашему вниманию запись нашей беседы.
— Лев Яковлевич, как у вас возникла идея создания гимназии?
— Школа родилась на пересечении двух идей: восстановления классического образования, которое существовало в старой России, и создания современной, независимой, высококлассной и при этом бесплатной школы, такой, чтобы в ней мог учиться любой ребенок.
А история создания школы такова. Мой сын тогда учился в
Наша школа — государственная, бюджетная, то есть бесплатная. Программа обучения в гимназии рассчитана на 6 лет. В каждом классе не более 35 учеников. Из 70 наших преподавателей большинство работает в университетах и частных фирмах, а у нас подрабатывает. Профессиональный уровень преподавателей очень высок.
— Расскажите немного о школьной ситуации в городе.
В Петербурге, как и в других российских городах, в последние годы появилось немало получастных школ. Они хотя и являются бюджетными, но при этом имеют
В частных школах плата за обучение очень высока, и 99 процентам населения не доступна. Но я не убежден, что уровень преподавания в этих школах намного выше, чем у государственных.
— У вас довольно трудные вступительные экзамены и большой конкурс. Вероятно, дети со средними способностями к вам не попадают. Делаете ли вы исключение для талантливых детей, по
— В нашу школу, действительно, попасть непросто. Конкурс — около 4 человек на место.
Но исключения,
— Что собой представляет Совет гимназии?
— Это 12 преподавателей, определяющих основные направления школьной деятельности: финансовую политику, подбор кадров, разработку школьной программы и др.
В определенном смысле, наша гимназия — одна из самых трудных школ в России. У детей почти не остается свободного времени, потому что программа обучения чрезвычайно насыщенная. Кроме современных иностранных языков у нас преподают латынь и греческий. Плюс серьезная математическая подготовка и довольно жесткая система переходных экзаменов.
— Сколько часов в неделю дети учатся?
— Примерно 36 часов: 6 дней по 6 уроков. И, дополнительно, 2—3 часа домашних занятий. Оценки выставляются по привычной пятибалльной системе. Двойка в четверти и несдача переходного экзамена означают автоматическое отчисление. Переэкзаменовка возможна по одному предмету и только один раз.
— Сколько детей вы ежегодно зачисляете в шестой класс?
— 25—27 человек.
— Что собой представляет ваш контингент?
— Около половины наши студентов — дети врачей, учителей, научных работников, т.е. не очень обеспеченных слоев населения. Нувориши, располагающие большими капиталами, отправляют своих отпрысков учиться за границу, поэтому у нас таких детей не много. Не хочу сказать, что наша школа является идеальной моделью, но обстановка в детском коллективе очень хорошая.
— Кто вас субсидирует?
— С одной стороны — государство, но этого, естественно, недостаточно. Общий фонд нашей заработной платы — примерно $1500 в месяц. Около $10000 в год уходит на приобретение оборудования, учебных пособий и пр. Столовую мы сдали в аренду частным предпринимателям, a за это они компенсируют наши затраты на питание. Завтраки в школе бесплатные, обед стоит около 1000 рублей. Мы также организовали совместное предприятие с английским колледжем, входящим в
— Каковы ваши дисциплинарные требования?
— Правила достаточно жесткие. Скажем, если ученик избил или обидел младшего, то пусть мы его знаем и любим, пусть ему осталось всего полгода до выпуска, — мы его исключим из школы. Или был случай, когда преподаватель получил взятку за экзамен. В результате в школу был зачислен мальчик, которого вскоре пришлось отчислить за академическую неуспеваемость. Разгневанный отец мальчика нам все рассказал, и мы тут же расстались с неплохим, в
— Каков он: человек, проучившийся шесть лет в вашей школе?
— Он трудолюбив, интеллигентен, эрудирован, общителен. Мы заметили, что наши ученики, в отличие от своих сверстников, не сквернословят даже в своей компании. Они очень привязаны друг к другу и к школе.
— Чем, на ваш взгляд, российская система обучения отличается от американской?
— Американская система не дает детям хорошего образования, но воспитывает в них чувство собственного достоинства, умение делать жизненный выбор, патриотизм. Российская система, так же как и немецкая, больше упирает на знания и эрудицию, воспитывает грамотного, трудолюбивого человека.
Сергей АЛИЕВСКИЙ
На фотографиях: (1) на первой парте Катя Кулаева и Оля Богданова, нависает Марина Харитонова, сзади сидят Леша Белецкий и Валя Розломий; (2) на переднем плане Леша Белецкий, линейкой замахивается Валя Розломий, во втором ряду Саша Дистель и Кира Рублева, сзади Наташа Хотченкова, а у окна — Митя Кобак.