Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
в прессе            

Прививка против фашизма  — лучший подарок ко дню победы
«Новая газета», №29, 21–24 апреля

К юбилею Победы город украшают красочными билбордами и плакатами: бравые солдаты-победители в гимнастерках времен Великой Отечественной, орденские ленты, вспышки праздничного салюта, алые гвоздики… А рядом, как пощечина — черные пауки свастик, намалеванные на стенах наших домов. Новая тенденция: в центре Питера стали появляться православные кресты, перечеркивающие граффити поклонников панк-рока, тяжелого металла или прочей «бесовщины». Агрессивная нетерпимость отвратительна в любых ее проявлениях.

Ксенофобию нельзя одолеть даже самым активным, консолидированным протестом: ярость, помноженная на ярость, лишь многократно усиливает ее. В классической гимназии № 610 эту высшую математику преподают на таком же серьезном уровне, как математику в академическом ее понимании. В 610-й (где кроме точных и естественных наук изучают еще латынь, древнегреческий, немецкий и английский) гимназисты, через язык погружаясь в историю и культуру разных народов, научаются видеть не плоскую русоцентричную, а объемную картину мира.

Свое 15-летие единственная в России Санкт-Петербургская классическая гимназия отметила феерическим этническим фестивалем. Ее ученики пошли на новое «погружение»: в культуру, историю, традиции выбранного ими народа или этнической группы.

 — Проведенный недавно неформальный опрос показал, что ассоциации гимназистов на тему «Интересная страна» в основном совпадают, причем — независимо от возраста. В стандартном наборе — Германия, Франция, Япония, Китай, Россия, — рассказывает Мария Бондарь, учитель немецкого и главный вдохновитель фестиваля. — Однако если отвлечься от клише, оказывается, что интересного на земном шаре гораздо больше — и стран, и народов, и историй. Просто чего-то мы не знаем. А о чем-то не задумываемся. Не потому ли в мире так много с трудом решаемых проблем?.. И уж кому, как не нам, живущим в удивительном государстве (этнический состав одной лишь Северной Осетии, например, представлен более чем 100 национальностями!), начать задумываться?

В течение трех месяцев ребята изучали литературу, кино, музыку, танцы, обычаи разных стран, мастерили национальные костюмы и постигали премудрости народных ремесел и кухни, чтобы подготовить к празднику традиционные для «их» страны сувениры и национальные блюда. Затем настал черед презентации подготовленных программ — в ходе серии викторин каждой команде предстояло доказать свое право достойно представлять выбранный ими народ. В результате гимназисты вполне перевоплотились в кубинцев, татар, китайцев, грузин, шотландцев, баварцев, цыган, мексиканцев, ирландцев, сирийцев, чехов, испанцев, венгров и голландцев.

Сама идея проведения разного рода «дней дружбы народов» не нова — их строго по расписанию организовывали еще в советское время для демонстрации достижений нашей интернациональной политики. Но убедительнее всего такие мероприятия демонстрировали то, как формализмом и обязаловкой можно загубить самое доброе дело. В классической гимназии подготовка к фестивалю стала веселым совместным творчеством, питаемым живым любопытством и воспитанной в этих стенах потребностью развития и выражения личности. Плюс — изрядная доля юмора, предохраняющего от соблазна впасть в пафос.

Дружелюбный скелет в цилиндре («дух Имре Кальмана») встречал гостей на территории «венгров», на противоположной стене — выполненные гимназистами «полотна из Метрополитен-музея», с пояснением: «Вот на что вдохновила Венгрия Энди Уорхолла» (банка консервированного венгерского зеленого горошка, кубик Рубика, бутылка вина «Токай»). Дальше, попадая на приграничную территорию, можно было следовать указателю «Истинные сирийцы — кабинет 29». «Шотландцы» приглашали послушать настоящий голос лох-несского чудовища, «чехи» играли на бутылках и обещали разоблачение секретов пивоварения, «испанцы» давали уроки зажигательного фламенко, «грузины» встречали портретом Сталина, многоголосьем приглашенного хора «Свиток» и угощали хачапури; основательные «баварцы» читали лекцию о Дюрере и празднике Oktoberfest; «кубинцы» радовались жизни, лихо отплясывая и поднимая стаканчики «Cuba Libra» за любимого Че.

Кроме «своих» четырех языков, гимназисты к этому дню постарались освоить азы татарского, испанского и грузинского и провели друг для друга вводные уроки. А гимназическим «цыганам» предстояло нелегкое состязание в знании цыганской музыки с их этническими прототипами: в гости приехали ученики Школы равных возможностей (г. Пушкин — здесь учатся беженцы из разных экс-советских республик — цыгане, армяне, узбеки) и цыганский театр средней школы из Володарки. Маленькая, но заразительно эмоциональная труппа представила сказку испанских цыган, страстные песни о любви и зажигательные пляски. Их руководитель, добродушная и улыбчивая «мама Таня», тщетно пыталась остановить бурные аплодисменты многократно бисировавших гимназистов и учителей: «Ой, вы не балуйте их так, первое публичное наше выступление сегодня, чтоб не зазнались!»

А их — так робевших на входе в это здание, где учатся «грамотные» дети, живущие не в бараках, как они, а в уютных домах с заботливыми родителями, — очень хотелось если не побаловать, то хотя бы отогреть. В 610-й гимназии еще прежде собирали вещи, игрушки для обездоленных цыганских детей, а вот лично познакомились только теперь. Быть может, не все гимназисты знали о тех трагедиях, что случились с цыганами в Петербурге в последнее время, — когда новыми русскими нацистами были избиты и убиты дети из табора возле Дачного. Но сердцем откликались на ту печаль, что замешана в глубоких цыганских глазах, и изо всех сил старались ободрить, поддержать. И так хотелось, чтобы страх оставил этих милых цыганят не только в стенах гимназии, а чтобы лишенная страха и ненависти территория расширила свои границы на весь город, на всю Россию.


Татьяна ЛИХАНОВА

«Кто занимается философией греков, на каждом шагу наталкивается на эту способность ставить принципиальные вопросы, и, следовательно, читая греков, он упражняется в умении владеть одним из наиболее мощных интеллектуальных орудий, выработанных западноевропейской мыслью»

В. Гейзенберг,
немецкий физик, один из основателей квантовой механики