Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
образование            

Классические языки возвращаются в русскую школу
А. И. Зайцев

Свершившийся, наконец, долгожданный крах коммунистической тирании ставит всех сознательных работников народного просвещения перед вопросом, чему и как учить молодое поколение.

Стремление лучшей части нашего общества выйти на столбовую дорогу европейской цивилизации через возвращение к идеям и формам жизни дореволюционной России вполне естественно и представляется автору этих строк спасительным. Огромное значение будет здесь иметь и уже начавшееся восстановление преподавания в школе латинского и древнегреческого языков. Однако вопрос об объеме и формах преподавания нам придется решать заново, ибо, не говоря уже об изменившихся условиях, и сама российская гимназия была далека от идеала как в целом, так и в преподавании древних языков в частности. Недостатки системы народного просвещения были, несомненно, в числе причин, приведших Россию к катастрофе 1917 г. Прежде всего нужно иметь в виду, что основательное изучение древних языков и систематическое чтение античных авторов ведет к желанной цели — развитию мышления, приобщению к духу европейской культуры и формированию реалистического политического мировоззрения только у детей и юношей с возвышающимися над средним уровнем умственными способностями. Русская гимназия была основным средним учебным заведением для сколько-нибудь состоятельной части населения, главным путем к престижному положению в обществе, так что среди гимназистов, естественно, преобладали дети без выраженных познавательных интересов, средних способностей или просто тупые. Они, разумеется, не могли извлечь никакой пользы из обучения древними языками, не выучивались им, мешали учиться немногим одаренным и интересующимся, дискредитировали принципы классического образования и способствовали созданию враждебной ему атмосферы в обществе. Эти ошибки нельзя повторять.

Классическое образование в собственном смысле слова, основанное на изучении древних языков без малейших послаблений в занятиях точными науками, должно стать уделом одаренных детей (с интеллектуальным квотиентом, примерно, не ниже 130) из семей, в которых традиционные культурные ценности ставятся выше внешнего успеха в жизни. Классическая гимназия ни в коем случае не должна быть нормальным путем вверх по социальной лестнице — иначе ее мгновенно заполнят тупые и ленивые дети влиятельных родителей и классическое образование превратится в фикцию. Для родителей, которые озабочены внешним успехом в жизни для своих детей, должен существовать богатый выбор лицеев и современных престижных вариантов коммерческих и реальных училищ. Классическое образование может выполнять свою миссию только вдали от конкурентной суеты. Разумеется, преподавание древних языков в средней школе не должно замыкаться в жестких рамках классической гимназии. Для способных детей с преимущественной склонностью к гуманитарным наукам, особенно для девочек, должны быть открыты гуманитарные гимназии с основательным курсом обоих древних языков, с усиленным изучением новых языков, истории, литературы за счет облегченного преподавания математики, физики, химии. Важное место должны занять гимназии с серьезным курсом латинского языка, но без древнегреческого, как это было в дореволюционные годы. В школах, находящихся под влиянием православной церкви, а такие непременно должны быть в нашей стране, уместен подводящий к чтению древнехристианских текстов курс греческого языка даже и без латыни. В школах с усиленным преподаванием французского, итальянского испанского языков надо выделить школьников, способных усваивать язык не механически, а осмысляя его, и давать им достаточно подробный по-особому ориентированный курс латыни. Широкое распространение могут получить в школах разных типов и небольшие курсы латинского языка в старших классах, которые помогут кому-то хотя бы оценить европейскую культурную традицию, пусть не приобщившись к ней активно. Возможны, конечно, и другие варианты. В то же время хочется настоятельно предостеречь против попыток начинать преподавание латыни в средних классах, отводя ей всего одно-два занятия в неделю и рассчитывая к окончанию школы все-таки выучить учащихся латинскому языку. Опыт показывает, что такой растянутый способ преподавания оказывается абсолютно неэффективным. Практика покажет, где и в какой мере уместны попытки научить детей активному владению древними языками. Думаю, что найдут себе применение и различные технические средства обучения, а в будущем и обучение древним языкам в диалоге учащегося с электронно-вычислительной машиной. Один принцип, однако, кажется бесспорным и незыблемым: обучение древним языкам должно быть приобщением к античной культуре, непреходящую и спасительную актуальность которой учащийся должен чувствовать на каждом шагу. И последнее. Учиться древним языкам, как и вообще учиться в школе, должно быть трудно. Даже из самых способных детей найдется не много таких, которые будут готовы учиться по внутреннему побуждению. Учитель, для того, чтобы он мог выполнить свой долг, должен иметь возможность пользоваться не только средствами увлечения и побуждения, но также, в союзе с родителями ученика, и мерами понуждения. Тот, кто утверждает, что учитель может обойтись без них, сеет иллюзии.


Из книги «Классическое наследие и современность. Материалы и тезисы конференции», 1992.

«В классическом образовании я вижу прежде всего попытку разбить лед слов и обнаружить под ним свободное течение мысли. Тренируя вас в переводе идей с одного языка на другой, оно приучает как бы кристаллизовать их в разнообразные системы; тем самым они будут отделены от какой-то одной определенной вербальной формы, и это заставит вас мыслить, независимо от слов, сами идеи»

Анри Бергсон,
французский философ