Территория
свободы
Дорогие
афинские друзья, те из вас, кто бывал в Санкт-Петербурге, помнят театральный
зал Санкт-Петербургской классической гимназии: черный дощатый пол, дребезжащее
фортепьяно и дух места, которое можно было бы назвать территорией свободы.
Театральная
студия Санкт-петербургской классической гимназии давно известна далеко за
пределами школы, которой она обязана своим появлением. Студийцы разных лет играли
на сцене Театральной академии, в консульстве Литвы и на раскопках древнего
Нимфея, на научных конференциях и латинских олимпиадах. Ветераны студии помнят
даже репетицию в Версале. Однако начиналось все в школьной рекреации старого
здания классической гимназии, затем перетекло в спортивный зал, и лишь много
лет спустя у студии появилась специальная театральная площадка. Со временем
стало очевидно, что ее постановки вышли за пределы формата школьного театра.
Достаточно прочесть перечень спектаклей, чтобы оценить разнообразие
художественных задач: за четверть века были поставлены “Словарь Даля” и
“Характерам” Феофраста, впечатляющий коллаж из
произведений и мемуарной прозы Юрия Олеши и
“Декабристы в Сибири”, на основе материалов судебного следствия.
Классическая
гимназия не была бы классической, если бы здесь забывали о греческом
происхождении театра. Так, специально для школьной студии была переведена “Катомиомахия” византийца Феодора Продрома, а для спектакля
“Чужие письма” – сорок отрывков из древнегреческих писем, чудом сохранившихся в
песках Египта. Студия начиналась с “Мимиямбов” Герода, пять лет спустя была поставлена “Книга о Ксанфе-философе и рабе его Эзопе”, а спектакль “Характеры”
стал, кажется, первой их театральной интерпретацией.
В
основе режиссерской эстетики – школа Бориса Юрьевича Понизовского,
ленинградского / петербургского режиссера-авангардиста [1930-1995], руководит
студией его ученица – Елена Вензель. Гимназический театр – это люди. Играют
гимназисты, выпускники, учителя, но, главным образом, все же школьники – от
пятиклассников до одиннадцатиклассников. Репетиции проходят по субботам с
октября по апрель и завершаются показом, который собирает полный зал гостей.
Как правило, спектакль играют трижды, в течение трех дней, хотя бывают и
исключения: так, “Вишневый сад” и “Ревизор” были показаны рекордные пять раз,
последний спектакль по одноактным пьесам абсурда – четыре. И все же, будучи
сыгранными, спектакли уходят навсегда. Вы спросите, не слишком ли
расточительно, что итогом общих творческих усилий оказывается эфемерида,
“бабочка-однодневка”? Можно сказать, что такова природа театра: каждый показ
уникален и даже репертуарный спектакль невозможно повторить в полной мере. Что
остается? Остается культурный шок и та эстетическая печать, которую театр
накладывает на всех причастных.
Спектакли
театральной студии:
“Планета
взрывается”, шесть одноактных пьес абсурда — 2020/2021 г.
“Ревизор”,
Николай Гоголь — 2019 г.
“Жанна”,
Жан Ануй, Вильям Шекспир, Фридрих Шиллер — 2018 г.
“Баллады”
— 2017 г. · “Характеры”, Феофраст — 2016 г.
“Сцены
из Пушкина” — 2015 г.
“Средневековые
французские фарсы” — реконструкция спектакля 1997 года —2014 г. · “Декабристы в
Сибири” — 2013 г.
“Grimms Märchen” — 2012 г. ·
“Чужие письма: Сорок греческих папирусов” — 2011 г.
“Дом
Бернарды Альбы”, Федерико Гарсия Лорка — 2009 г.
“Несоветская
драматургия. Юрий Олеша” — 2008 г.
“Словарь
Даля” — 2006
Сцены
из комедии Антона Чехова “Вишневый сад” — 2004 г.
“Горе
от ума”, Александр Грибоедов — 2003 г.
L. Carolus “Alicia in terra mirabili”,
на латинском языке — май 2003 г.
“Катомиомахия, или Война мышей и кошки”, Феодор Продром —
2002 г.
“Советская
драматургия, выпуск 1” — 2001 г.
“Книга
о Ксанфе-философе и рабе его Эзопе, или Похождения
Эзопа” — 2000 г.
“Гамлет”,
Александр Сумароков — декабрь 1999 г.
Сцены
из поэмы Кристионаса Донелайтиса
“Времена года” — 1999 г.
“Король-Олень”,
Карло Гоцци — 1999 г.
Сцены
из греческих трагедий на раскопках Нимфея — 1998 г.
“Моцарт
и Сальери”, Александр Пушкин — 1998 г.
Средневековые
французские фарсы — декабрь 1997 г.
Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — апрель 1997 г.
Сцены
из комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» — 1997 г.
Герод «Мимиамбы» — декабрь 1996 г.