Территория свободы

Дорогие афинские друзья, те из вас, кто бывал в Санкт-Петербурге, помнят театральный зал Санкт-Петербургской классической гимназии: черный дощатый пол, дребезжащее фортепьяно и дух места, которое можно было бы назвать территорией свободы.

Театральная студия Санкт-петербургской классической гимназии давно известна далеко за пределами школы, которой она обязана своим появлением. Студийцы разных лет играли на сцене Театральной академии, в консульстве Литвы и на раскопках древнего Нимфея, на научных конференциях и латинских олимпиадах. Ветераны студии помнят даже репетицию в Версале. Однако начиналось все в школьной рекреации старого здания классической гимназии, затем перетекло в спортивный зал, и лишь много лет спустя у студии появилась специальная театральная площадка. Со временем стало очевидно, что ее постановки вышли за пределы формата школьного театра. Достаточно прочесть перечень спектаклей, чтобы оценить разнообразие художественных задач: за четверть века были поставлены “Словарь Даля” и “Характерам” Феофраста, впечатляющий коллаж из произведений и мемуарной прозы Юрия Олеши и “Декабристы в Сибири”, на основе материалов судебного следствия.

Классическая гимназия не была бы классической, если бы здесь забывали о греческом происхождении театра. Так, специально для школьной студии была переведена “Катомиомахия” византийца Феодора Продрома, а для спектакля “Чужие письма” – сорок отрывков из древнегреческих писем, чудом сохранившихся в песках Египта. Студия начиналась с “МимиямбовГерода, пять лет спустя была поставлена “Книга о Ксанфе-философе и рабе его Эзопе”, а спектакль “Характеры” стал, кажется, первой их театральной интерпретацией.

В основе режиссерской эстетики – школа Бориса Юрьевича Понизовского, ленинградского / петербургского режиссера-авангардиста [1930-1995], руководит студией его ученица – Елена Вензель. Гимназический театр – это люди. Играют гимназисты, выпускники, учителя, но, главным образом, все же школьники – от пятиклассников до одиннадцатиклассников. Репетиции проходят по субботам с октября по апрель и завершаются показом, который собирает полный зал гостей. Как правило, спектакль играют трижды, в течение трех дней, хотя бывают и исключения: так, “Вишневый сад” и “Ревизор” были показаны рекордные пять раз, последний спектакль по одноактным пьесам абсурда – четыре. И все же, будучи сыгранными, спектакли уходят навсегда. Вы спросите, не слишком ли расточительно, что итогом общих творческих усилий оказывается эфемерида, “бабочка-однодневка”? Можно сказать, что такова природа театра: каждый показ уникален и даже репертуарный спектакль невозможно повторить в полной мере. Что остается? Остается культурный шок и та эстетическая печать, которую театр накладывает на всех причастных.

Спектакли театральной студии:

“Планета взрывается”, шесть одноактных пьес абсурда — 2020/2021 г.

“Ревизор”, Николай Гоголь — 2019 г.

“Жанна”, Жан Ануй, Вильям Шекспир, Фридрих Шиллер — 2018 г.

“Баллады” — 2017 г. · “Характеры”, Феофраст — 2016 г.

“Сцены из Пушкина” — 2015 г.

“Средневековые французские фарсы” — реконструкция спектакля 1997 года —2014 г. · “Декабристы в Сибири” — 2013 г.

Grimms Märchen” — 2012 г. · “Чужие письма: Сорок греческих папирусов” — 2011 г.

“Дом Бернарды Альбы”, Федерико Гарсия Лорка — 2009 г.

“Несоветская драматургия. Юрий Олеша” — 2008 г.

“Словарь Даля” — 2006

Сцены из комедии Антона Чехова “Вишневый сад” — 2004 г.

“Горе от ума”, Александр Грибоедов — 2003 г.

L. CarolusAlicia in terra mirabili”, на латинском языке — май 2003 г.

Катомиомахия, или Война мышей и кошки”, Феодор Продром — 2002 г.

“Советская драматургия, выпуск 1” — 2001 г.

“Книга о Ксанфе-философе и рабе его Эзопе, или Похождения Эзопа” — 2000 г.

“Гамлет”, Александр Сумароков — декабрь 1999 г.

Сцены из поэмы Кристионаса Донелайтиса “Времена года” — 1999 г.

“Король-Олень”, Карло Гоцци — 1999 г.

Сцены из греческих трагедий на раскопках Нимфея — 1998 г.

“Моцарт и Сальери”, Александр Пушкин — 1998 г.

Средневековые французские фарсы — декабрь 1997 г.

Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — апрель 1997 г.

Сцены из комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» — 1997 г.

Герод «Мимиамбы» — декабрь 1996 г.