Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        факультативы    

Отгадка на загадку «Не родись красивой…»
загадка от П. В. Седова

Она происходила из весьма знатного рода, одного из древнейших в Германии. Ее прапрапрадед, германский барон, приехал служить в Россию, а отец нашей героини занимал одну из ключевых должностей при русском дворе, да и сама она была осыпана придворными милостями. Наконец, она вышла замуж за человека, принадлежавшего к цвету русской аристократии. Судьба подарила женщине мир в семье, радость материнства, достаток и уважение окружающих.

После смерти мужа она осталась с двухлетним ребенком на руках. Родственники отмечали красоту личика ребенка, оно и понятно: ведь мать была хороша собой. Она продолжала носить головные уборы, слава о которых расходилась за сотни верст от столицы. Однако, известный ревнитель нравственности того времени считал, что она не имеет права носить такие модные вещи.

Но она могла себе это позволить, поскольку была на редкость богата. В столице, кто с восхищением, а кто с осуждением взирал на пышные выезды молодой женщины. Множество принадлежавших ей имений были рассеяны по всей стране. В одной из них мне довелось побывать: от крупной усадьбы осталось немного, но вид, который открывается с места усадебного дома на высоком берегу Волги, впечатляет и будит воображение. Сейчас часть этого замечательного усадебного комплекса восстановлена в первоначальном виде: так как это было при ней.

Бывали случаи, когда благополучие ее близких было под угрозой. Родной брат нашей героини был изобличен в страшном преступлении. Он собственноручно убил мужа своей любовницы, исподтишка выстрелив ему в спину. Тело несчастного было обнаружено, и для брата это грозило самыми серьезными последствиями, но благодаря придворным связям дело удалось замять. Впрочем, для героини нашего рассказа это была не беда, беда пришла позднее.

Через несколько лет после кончины ее мужа произошли события, совершенно переменившие судьбу женщины. Все началось с того, что у царя появились новые советники, а бывшие покровители нашей героини одни умерли, а другие были удалены от двора. Однако, она демонстративно не пожелала отречься от прежних друзей и покровителей, обнаружив редкое для придворной женщины упорство. К тому же про нее стало известно такое, что грозило ей официальным преследованием. Дело дошло до самого царя и, как говорится, нашла коса на камень. Все хорошо знали, что и другие придворные были повинны в том же, что и она, но ведь другие не противопоставляли себя государю. Царь велел отнять у строптивой женщины все ее имущество, затем ее арестовали, ну а дальше, как это часто бывало с людьми, неугодными монарху, последовали тяжелые годы заточения и, наконец, мучительная смерть.

  1. Речь идет о боярыне Феодосии Прокофьевне Морозовой (1632 — 1675). Подробнее о ней см.: Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. II. М., 2001. С. 101 — 144; Повесть о боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., 1979; Панченко А. М. Боярыня Морозова — символ и личность // Панченко Александр. О русской истории и культуре. СПб., 2000 С. 369 — 384.
  2. Известная раскольница XVII в. по отцу была из рода Соковнинх. Ее прапрапрадед барон Иоганн фон Икскюль происходил из рода Мейендорф, одного из древнейших в Германии; он выехал на московскую службу при Иване Грозном (Кашкин Н. Н. Родословные разведки. Т. I. СПб., 1912. С. 325). Таким образом, истовая староверка вела свой род от иноверцев.
  3. Отец боярыни, окольничий Прокопий Федорович Соковнин почти девять лет (1647 — 1656) возглавлял Царицыну Мастерскую палату, то есть был дворецким царицы Марии Ильиничны — главным распорядителем на женской половине дворца (Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946. С. 210).
  4. По словам духовного отца Морозовой, протопопа Аввакума, она имела «близость под царицею — в четвертых бояронях», то есть принадлежала к избранному кругу «приезжих боярынь» царицы (Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Архангельск. 1990. С. 233).
  5. В 1649 г. Ф. П. Морозова вышла замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, брата известного «дядьки» царя Алексея Михайловича — боярина Б. И. Морозова.
  6. О возрасте сына Феодосии Прокофьевны см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 2. СПб., 1993. С. 364. Приношу извинения за то, что в первоначальный текст загадки вкралась досадная опечатка: его возраст был указан ровно на десять лет меньше.
  7. Сын Ф. П. Морозовой был действительно хорош собой. Двоюродная сестра боярыни (М. А. Вельяминова) говорила об Иване Глебовиче так: «Кто не удивится красоте его ? <:> Многажды бо и сам государь и с царицею велми дивляхуся красоте его» (Повесть о боярыне Морозовой. С. 130).
  8. Слухи о головных уборах Морозовой достигли ее духовного отца Аввакума, который томился в Пустоозерском заточении. В 1669 г. Аввакум писал Морозовой, чтобы она перестала носить неподобающие ей слишком красивые треухи: «Да не носи себе треухов тех, сделай шапку, чтоб и рожу ту всю закрыла, а то беда на меня твои треухи те». Здесь же Аввакум укорял Морозову в какой-то интимной связи: Богородица «союз той злый расторгла и разлучила вас, окаянных, к Богу и человеком поганую вашу любовь разорвала, да в совершенное осквернение не впадете!» (Житие. С. 155).
  9. Сохранилась роспись дворов, которыми боярыня Морозова управляла от имени своего малолетнего сына: 2394 двора в девяти уездах страны. Следовательно, Федосья Прокофьевна входила в десятку самых крупных землевладельцев страны (Павлов-Сильванский В. Б. Новый документ о крупном хозяйстве XVII в. (владения боярина Г. И. Морозова) // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). Сборник статей. М., 1977. С. 23 — 31).
  10. На богатые выезды молодой вдовы обратил внимание А. М. Панченко. Аввакум укорял Морозову, что та ездила «в корете драгой и устроенной мусиею и сребром, и аргамаки многи 6 и 12 с гремячими чепьми; за тобою же слуг, рабов и рабынь, грядущих 100 или 200, а иногда человек и 300, оберегая честь твою и здоровье». (Материалы для истории раскола. Т. 5. Ч. 2. М., 1875. С. 182 — 183; Панченко А. М. Боярыня Морозова — символ и личность. С. 376).
  11. Упомянута усадьба Морозовых на Городищенском холме Костромы над Волгой. Среди костромских владений боярыни Морозовой были также села Минское, Здемирово, Сунгурово. До наших дней, хотя и в перестроенном виде сохранилась Ильинская церковь «на Городище», возведенная в середине XVII в. В церкви был придел в честь небесной покровительницы боярыни Морозовой — святой Феодосии. Придел был разрушен, вероятно, в 1680-х годах и восстановлен совсем недавно. Художники братья Г.Г. и Н. Г. Чернецовы, посетившие это место в 1838 г. записали в своем дневнике: «Древняя церковь села Городища, у которого мы остановились, находится на вершине горы, поросшей лесом <:>. Нельзя выбрать лучшего места, с которого видна вся Кострома по берегу Волги с великолепной картиной, и само Городище находится на прекрасном месте, особенно любимом пернатыми певцами (Цит. по… Зотиков Н. А. Церковь во имя святого пророка Божия Илии «на Городище» в Костроме 1652 — 2002. // www. Kos.orthodoxy.ru/nasledie/8.htm. С. 8 — 9). Основательная статья Н. А. Зотикова является самым подробным очерком истории храма боярыни Морозовой).
  12. Это единственный факт в данном очерке, который до сих пор не был известен. Родной брат Морозовой, Алексей, «жил блудно» со своей холопкой и для прикрытия выдал ее замуж за своего же холопа. Однако, вскоре муж стал препятствием для Алексея, и во время загородной поездки он выстрелил своему сопернику в спину из карабина и приказал слуге разбить палкой голову еще живой жертве. В свете этой истории хрестоматийное благочестие ближайшей родни боярыни Морозовой можно считать несколько преувеличенным.
  13. Эти перемены произошли в связи с новым браком Алексея Михайловича… царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, главным советником государя становится А. С. Матвеев, а Милославские и Соковнины потеряли свои должности.
  14. О неповиновении Федосии Прокофьевны (в монашестве Феодоры) в «Повести о боярыни Морозовой» читаем… «Егда же приспе брак царев, егда поят царицу Наталию, тогда Феодора не восхоте на брак царев приити с прочими боляронями, и тяжко си вменил царь Алексей, понеже ей достояше в первых стояти и титлу царскую говорити. И последи прилежнее зва ю, и до конца отречеся, яко ноги ми зело прискорбнии и не могу ходити, ни стояти. Царь же рече… «Вем, яко загордилася». Несколько позднее царь заявил своим придворным… «Тяжко ей братися со мною — един кто из нас одолеет всяко» (Повесть о боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., 1979. С. 132, 133).
  15. Морозова была обвинена в приверженности к дониконовскому обряду.
  16. В боярской среде к старому обряду склонялись бояре кн. И. А. Воротынский, кн. И. А. Хованский Тараруй, казначей И. Б. Камынин, стольники А.П. и Ф. П. Соковнины.
  17. Эта часть биографии Морозовой хорошо известна… она была арестована 16 ноября 1671 г. и умерла от голода в Пафнутьевском Боровском монастыре в ночь с первого на второе ноября 1675 г.

«Наши школы выпускают будущих ученых с недостатками, от которых зачастую уже невозможно избавиться. Прежде всего, я полагаю, ошибка состоит в том, что мальчиков и девочек заставляют выбирать для себя курсы предметов, в части которых полностью отсутствуют древние языки, а в других — математика, в том возрасте, когда они еще совершенно не представляют, что именно им потребуется в дальнейшем»

Э. Панофски,
немецкий историк искусства