Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель В. В. Зельченко: длинно // 14 июля 2005, 18:56

Для меня главный критерий того, что классическое образование актуально и зиждется на правильных принципах (включая сюда и отсутствие права выбирать предметы, и предпочтение физики МХК) - это высокая профессиональная мобильность гимназических выпускников. Иными словами - то, что А. Д., выбирая, куда поступать, до последнего колебался между математикой-информатикой и филологией, П. М., ни на йоту не изменяя физике, уже много лет по-настоящему серьезно занимается музыкой, а будущий медик А. К. регулярно наведывается в античный кабинет за греко-латинскими консультациями. "Я неприлично мало знаю, зато твердо знаю, что и как мне нужно делать, когда я захочу чему-нибудь научиться," - с такой мыслью, в идеале, ученик классической гимназии должен разглядывать свой аттестат наутро после выпускного вечера. То, что эта позиция поспособствует успеху в любой сфере деятельности, кажется очевидным. И здесь важно, что гимназическая программа подразумевает не "получение представления", а глубокое и системное изучение большинства дисциплин. Тот, кому в школе преподали сотню крылатых выражений и, перекрестив напоследок, рассказали про футурум секундум, с легкостью поверит, что латынью он уже овладел в совершенстве; но тот, кто сиживал над Сенекой и Квинтилианом, проклиная отсутствие русского перевода и некстати запропастившегося Осетинского, смотрит на дело иначе.
Другое дело, что для полноценного социологического анализа, который мог бы разом убедить противников классического образования или поколебать сторонников, слишком мало материала - ведь кто-нибудь легко может сказать, что если Джоуля-Ленца заменить на Баха-Бузони, а греческий - на французский, мобильность еще возрастет.

Комментировать | Вся дискуссия
выпускник Александр Жмудь: Vse pro to zhe // 14 июля 2005, 22:24

Vsevolod Vladimirovich!
Otsutstvie vybora predmetov javlajetsa principom NASHEJ gimnazii, a ne klassi4eskogo obrazovanija, principom, ostavshimsa ot sovetskix vremen. Gde eshe v Evrope est klassi4eskie gimnazii, ne predostavlajushie v starshix klassax vozmozhnosti vybora?
Vysokaja professinalnaja mobilnost' - xarakternaja cherta etogo vremeni i etogo pokolenija, l'ubogo svobodnogo pokolenija. Pravda, to, o 4em vy govorite - ne professionalnaja mobilnost' (net eje u shkolnika), a shirokij krugozor i bogatstvo interesov.
Kolebanija sovershenno estestvenny dla l'udej, vynuzhdennyx opredel'at' svoju karjeru v 17, a to i 16 let. Naibol'shie kolebanija pri vybore VUZa byli u moix znakomyx, kotoryje s linejkoj sideli nad planom Peterburga i dumali, gde ucheba budet blizhe vsego k domu.
Raznye VUZy ocenivajut po procentu trudoustroivshixsa v pervyj posle vypuska god, po zarplate i t.d. Vse eto kak-to ne smotritsa kak kriterij dl'a ocenki gimnazii. Mne bolshe nravitsa takoj faktor, kak obshaja udovletvorennost shkoloj (naprimer, v 11 klasse i cherez 5 let posle okonchanija shkoly).

Комментировать
учитель В. В. Зельченко: и вправду все про то же // 15 июля 2005, 01:36

1) Понятно, что все и всегда выбирают, куда поступать; но я приводил примеры (и их число можно умножить), когда эти колебания связаны с совершенно различными областями знаний - а это все-таки нетипично. Если бы тому же А. Д. предложили выбирать "или без греческого с немецким, или без углубленной математики" в начале десятого класса, это было бы прямым ущемлением его интересов, в которые входило и то, и другое, и третье.
2) То, что "высокая профессиональная мобильность - характерная черта этого времени и этого поколения", как раз и позволяет говорить об актуальности классического школьного образования в противовес профильному.
3) Насчет выбора предметов в Европе - это вопрос не такой уж однозначный. Во-первых, нужно иметь в виду, что во многих европейских странах учатся дольше, так что их выпускные классы с выбором курсов, написанием объемных работ и т. п. - это все-таки не аналог наших десятых - одиннадцатых. Что касается выбора "греческий или французский", то это, действительно, происходит в государственных гимназиях Европы все чаще и связано с атаками на классическое образование со стороны общества и с постепенной сдачей им (увы, не обществом) своих позиций. Это болезненный процесс, вызывающий споры и протесты, и здесь нам нет нужды держать нос по ветру; кроме того, школ, где такого выбора по-прежнему нет и серьезное изучение обоих древних языков обязательно вплоть до выпускного экзамена, в Европе все еще раз в двести больше, чем в России.
4) В пору, когда гимназия создавалась, mainstream'ом уже была профильность - разделение на классы математические и гуманитарные (в последние нередко брали по принципу "слаб в математике - значит, гуманитарий"), гимназические и негимназические и пр. Более того: я учился в еще вполне советской итальянской спецшколе, где в 9-м - 10-м классах от итальянского можно было отказываться. То, что 610-я пошла по другому пути, связано с продуманным выбором, а отнюдь не с рудиментом "советских времен".
5) Фиксированный основной курс плюс широкий (и гибкий) выбор факультативов, способных удовлетворить всем интересам - вот к чему мы, собственно, стремимся. Т. е. не сокращение, а увеличение возможностей будущей профессиональной реализации для детей с научным складом ума. Я бы хотел, чтобы таких школ было больше (несколько в городе, хотя бы пара десятков в стране), но обеими руками голосовал бы против превращения ВСЕХ или даже большей части школ в классические гимназии. Как учит нас автор государственного гимна (черт, где-то я это уже писал), мамы всякие нужны, мамы всякие важны. И almae matres тоже.

Комментировать
учитель Александр Симин: а вот еще... // 15 июля 2005, 03:48

Я уже несколько лет и сейчас тоже являюсь свидетелем процесса, когда люди, казалось бы, с таким рвением и _удовольствием_ занимавшиеся наукой, учебой; люди, которые должны были без труда получить ученую степень и вот-вот уже достигли каких-то, для своих 25-ти - больших, высот - в какой-то момент все бросают, начинают заниматься другими вещами, ни наукой, ни образованием, а просто совершенно другими делами и вернуть их "назад" либо очень трудно, либо определенно невозможно. Жалко, люди не находят себе других интересов, а просто пропадают те, что были.
Вот я все все думаю - не в том ли дело, что они в ранние годы "не набегались и не нагулялись" и теперь компенсируют это.
Если так, то может чересчур "трудная учеба" в школьные годы - мина замедленного действия?
Что скажет медицина Айовы? :-)

Комментировать
учитель Сергей Чистович: Сравни с матшколами // 15 июля 2005, 09:49

Ребята, которые в старших классах писали статьи и ездили на конференции, а к третьему курсу перестали математикой заниматься - это да, это печально. Потому что большинство из них ничего другого и не знает. Наш же брат все-таки приучен не столько к конкретному предмету, сколько к познанию вообще. Больше шансов сохраниться для активной мыслительной деятельности...
Я уж не говорю о том, что "трудная учеба" мало кому мешала бегать и гулять. Даже, наверно, медалистам-отличникам. И то, что часть гимназистов занимается "ни наукой, ни образованием" - нормально. Мы не подписывались все пойти в науку. Главное, чтобы мозги не заплесневели.

Комментировать
учитель Роман Родионов: "Медицина Айовы" подтвердит! :) // 15 июля 2005, 20:27

Я в десятом классе прогулял целый месяц без уважительных причин. Если переучится в школе, то к 25 годам перегоришь. До всего надо созреть. Было бы интересно узнать мнение Валерия Ароновича, как человека рекордно рано получившего докторскую степень.
То, что гимназия приносит пользу, вопросов нет.
Приносит ли она вред? Избыточная левополушарность, постоянный страх неправильно поставить ударение на втором перфекте от horao, вбиваемое ощущение избранности... список можно продолжать до бесконечности.

Комментировать

«Наши школы выпускают будущих ученых с недостатками, от которых зачастую уже невозможно избавиться. Прежде всего, я полагаю, ошибка состоит в том, что мальчиков и девочек заставляют выбирать для себя курсы предметов, в части которых полностью отсутствуют древние языки, а в других — математика, в том возрасте, когда они еще совершенно не представляют, что именно им потребуется в дальнейшем»

Э. Панофски,
немецкий историк искусства