Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель Л. Я. Жмудь: P.S. Зайцев. МХК и асимметрия мозга // 3 июля 2005, 21:29

Писал второпях, стараясь успеть до закрытия сайта, так что даже не успел исправить ошибки. Впрочем, это, может быть, кого-то и порадует. Дополнение мое касается предметов описательных, типа "история чего-то" (города, живописи, музыки, театра, балета и пр.). Зимой 1988 мы (Зайцев, Гаврилов, Казанский и я) получали добро на открытие гимназических классов у городского пед. начальника, такого себе номенклатурного кабана. Учебный план он одобрил, но все-таки заметил с искренним недоумением (Рома, внимание!): "А зачем вам химия? Поставьте вместо нее историю музыки!" Я, смутившись такому странному предложению, стал говорить, что в химии, собственно говоря, ничего ТАКОГО нет, но он уже отпустил нас взмахом начальственной руки. Поддайся мы тогда всеобщему порыву ГУМАНИТАРИЗАЦИИ образования, в рамках которой чиновники вводили в учебный план все эти МХК, риторики, краеведения и пр., гимназия вышла бы похожей на десятки других школ для детей из интеллигентных семей, но перестала бы быть классической. Дима был бы рад истории музыки, а Рома огорчался бы отсутствием химии.
Дело здесь даже не только в том, что учебный план не резиновый. Учебный план - это не результат пожеланий Пети или Васи, а итог борьбы нынешнего поколения (учителей, учеников и родителей) со всеми предшествующими, борьбы за то, что взять у своих предшественников, от чего отказаться, что ввести нового. Если подходить к программе школы серьезно (а мы и старались это делать), то упор надо делать на базовые предметы, трудные предметы, те, самостоятельное изучение которых мало что даст, в отличие от краеведения. Греческий и история театра только по видимости принадлежат к одному и тому же классу "гуманитарных дисциплин". Греческий заставляет думать, греческий дает радость от решения трудной проблемы. Книгу по истории театра можно читать, лежа на диване. Конечно, детям нельзя все время быть в напряжении, ну так и пусть отдыхают на описательных предметах (история, литература, география), которые - на их школьном уровне - особого напряжения мысли не требуют. Но допустить преобладания таких предметов в классической гимназии нельзя, иначе она опять-таки перестанет быть классической, т.е. такой, в которой математика, выполняющая аналогичную с древними языки функцию, занимает почетное место, а краеведение - нет.
Урезать математику в пользу любимой мною истории мне в голову никогда не приходило. Речь ведь идет не об индивидуальных предпочтениях или интересах. Зайцев знал мировую историю и культуру лучше, чем кто-либо из тех, кого я в жизни встречал, дома он самостоятельно изучил санскрит, иврит, арамейский и египетский, а на досуге решал уравнения. Но УЧИЛ он греческому и латыни, а также всему, что связано с миром, в котором говорили на этих языках, от астрономии до гастрономии. Так он понимал классическое образование. Конечно, это была уникальная личность, и никто из нас даже в самых смелых мечтах не видел гимназистов маленькими Зайцевыми. Но мы хотели дать им шанс получить такое образование, которое он считал лучшим из ныне доступных для способных детей. (Это, кстати, еще одно объяснение - "почему греческий?", относящееся не к "полезному", а "ценному").
Еще один штрих. В 70-80-х гг. прогрессивная советская интеллигенция под влиянием своих кумиров (Иванова, Топорова, Лотмана и др.) повально увлекалась идеями асимметрии мозга, объясняя с их помощью все что угодно. Зайцев владел темой если не полностью профессионально, то уж, по крайней мере, основывался на солидных нейрофизиологических трудах и сумел очень быстро объяснить мне, что метафорическая болтовня по поводу лево- правополушарности еще хуже полной неосведомленности в этом предмете. В берлинском институте, где я провожу летние месяцы, как раз подобралась группа ведущих специалистов по эволюционной биологии, которые были поражены тому, как близка, оказывается, была (и остается) эта тема сердцу российского интеллигента. По поводу чрезмерного развития левого полушария за счет преобладания греческого над МХК и связанных с этим неврозов они просили не беспокоиться.

Комментировать | Вся дискуссия
выпускник Алексей Коновалов: Леонид Яковлевич, // 5 июля 2005, 00:17

крайне рад вас здесь видеть! Всегда хотел вас спросить, почему вы несколько отстранились от Гимназии? Извините, если не в тему вопрос.

Комментировать
учитель Л. Я. Жмудь: [без темы] // 5 июля 2005, 01:20

А я Леша, несколько надорвался, так что пришлось отстраниться. Образно говоря, средние дистанции получались у меня неплохо, а марафон - нет. Ну что же, управдом - это тоже профессия.

Комментировать
выпускник Алексей Коновалов: Спасибо за ответ. // 5 июля 2005, 23:36

Не каждый может и создавать, и зиждить одновременно. У индуистов даже боги отдельные ведь этим занимаются. :-)

Комментировать
учитель Дмитрий Кобак: снова о МХК // 13 июля 2005, 14:46

Леонид Яковлевич, спасибо за некоторые разъяснения; почти со всем, что Вы пишите, нельзя не согласиться, но вместе с тем я не чувствую себя вполне Вами убеждённым. Ценность и неприкосновенность в рамках классической гимназии таких предметов как математика и греческий я сомнению не подвергаю, но мне кажется, что "описательные" дисциплины тоже по-своему очень важны. Они не просто, как Вы пишете, дают отдохнуть - они дают, кроме того, тот набор знаний, без которого человек вряд ли может считаться культурным.

Тут нужно быть последовательным. Литература и история у нас - очень важные предметы (по количеству часов и по нагрузке); музыкальной литературы нет вовсе. Оправдание тем, что учебный план не резиновый, мне ещё понятно, но принципиальная установка против описательных дисциплин как-то не очень согласуется с гимназическими курсами истории.

Я просто боюсь, что если начать спрашивать наших старшеклассников, скажем, в каком веке родились Бах или, там, Боттичелли - то мы рискуем услышать в ответ что-то чудовищное. Да, "книгу по истории театра можно читать лежа на диване", но сколько, интересно, детей так поступает.

Комментировать
учитель Александр Симин: Не знаю Митя, // 13 июля 2005, 17:04

По мне - музыкальная литература - скучнейший предмет, я его посещал в музыкальной школе в школьном догимназическом возрасте и ни черта тогда не усваивалось у меня. Но он есть и в какой-то мере логичен в музыкальной школе, а в гимназии он не будет никак связан другими предметами.
Хочешь знать больше о музыке и музыкальные науки - иди в музыкальную школу, о живописи - при Эрмитаже полно кружков, например, или при Русском музее.

Комментировать
учитель Дмитрий Кобак: музыкальная школа // 13 июля 2005, 17:17

Думаю, Саня, что скучный предмет или не скучный - полностью зависит от учителя. Музыкальная литература, по-твоему, предмет скучнейший, а обычная литература - интересный? Не знаю, я в музыкальную школу никогда не ходил, так что авторитетно судить не могу, но сейчас считаю это большим пробелом в своём образовании и постепенно его ликвидирую своими силами. Почему мы про Байрона рассказываем, а про Баха - нет, вот что мне непонятно.

Короче говоря, мой "поинт" в следующем: истории разных областей культуры - предметы очень важные. Может быть, Леонид Яковлевич прав, и вводить их в обязательную программу не нужно, да и вообще - обычную литературу тоже стоило бы отменить (пусть дети сами книжки читают), но государственная программа не позволяет. Но в таком случае, мне кажется, было бы очень правильно внедрить в гимназии соответствующие факультативы или спецкурсы.

Комментировать
учитель Александр Симин: музыкальная школа // 13 июля 2005, 22:30

По мне - если читал книжку, то литература - интересный предмет, если перевел Софокла, то греческий - супер, синус тройного угла равен трем - математика прекрасна :-)
Хотя, конечно, 90% "интересности" - от преподавателя, тут ты прав. В этом смысле - преподаватель может сделать так, чтобы "предложение порождало спрос".
Но вот ответь мне, Митя, а что ты хотел бы услышать на музыкальной литературе? Про Баха, это понятно, а что еще? Даже ты вряд ли захочешь слушать про Баха больше нескольких уроков подряд.
Я скорее считаю, что истории разных областей культуры можно включить в курс обычной истории, но это опять - урезать что-то другое в школьной программе. А факультативы - это хорошо, помню, я посещал факультатив и по истории христианства (читали Заветы во всех вариантах), и по государственному устройству и праву (вел его Юрий, если не ошибаюсь, Маркович Шмидт, нынешний адвокат Ходорковского) и еще какие-то. Так что факультативов в гимназии всегда было много, да и сейчас тоже, я думаю. Даже Ромин favourite французский - и тот был, только непонятно, почему Рома его не посещал тогда, раз он ему был нужен.

И еще вопрос - какой нормальный человек захочет преподавать эту скучнейшую музыкальную литературу? (тока не бань меня :-) :-))

Комментировать
учитель Дмитрий Кобак: Иоганн Себастьян // 13 июля 2005, 23:20

Ха-ха, спешу разбить твой основной аргумент: я как раз недавно закончил слушать курс лекций "Bach and the High Baroque" - 32 лекции по 45 минут. Это заметно больше, чем "несколько уроков подряд" и было страшно интересно (при том, что музыке я не обучен вовсе) - лектор там потрясающий. Теперь перешёл на курс из 48 лекций по общей истории классической музыки. И останавливаться на этом не собираюсь (см. www.teach12.com/store/professor.asp?ID=3). Твой вопрос о том, что бы я хотел услышать на таких уроках, довольно странный: вообще-то история музыки (с X, скажем, по начало XX века) довольна обширна. Мне кажется, тебе как-то сильно не повезло в детстве с педагогом, поэтому ты теперь так презрителен к этому предмету.

В обычный курс истории это не включить: во-первых, мало кто из преподавателей истории имеет необходимую квалификацию; во-вторых, это всё-таки специфические занятия - надо много слушать музыки и хорошо бы ещё, чтобы педагог мог что-нибудь демонстрировать на пианино по ходу дела.

Комментировать
выпускница Анастасия Лукина: Музыкальная литература // 14 июля 2005, 01:05

Интересно, а есть те, кому нравилась музлит-ра в музыкальной школе?
Я тоже с удовольствием слушаю лекции о Бахе и даже иногда читаю собственный учебник по муз. лит-ре, но сейчас. А тогда, в 13 лет, как уже написал Саша, все это было так скучно.
Может, дело в возрасте и определенном накопленном "культурном опыте"?

Комментировать
выпускник Александр Жмудь: muzlit // 14 июля 2005, 21:19

Te nemnogie razy, 4to ja tam byl, mne nravilos'

Комментировать
учительница Ольга Андреева: а у меня учительница была прекрасная // 22 июля 2005, 11:17

поэтому и нравилось
да и родители с детства подсовывали книги о композиторах, и Моцарт для меня были ближе Пушкина (еще тогда поразилась, что прожили они одинаковое кол-во лет..)

Комментировать
учитель Александр Симин: Честно говоря, // 15 июля 2005, 03:55

Мне кажется, что у меня вообще комплекс по поводу занятий музыкой- до сих пор как только за пианино сажусь - сразу вспоминаю часы, проведенные за разучиванием менуэтов и отработкой этюдов. А весь последний год я учил 1 единственное произведение (тема + 3 вариации), чтобы потом от волнения совершеннейше запороть его на экзамене.
В общем, комплекс.

Комментировать
учитель Александр Симин: А такие уроки // 15 июля 2005, 04:00

Музыкальной литературы, про которые ты говоришь - типичные уроки музыки в советской школе, репертуар подрихтовать согласно моде - и все.
Не знаю, застал ты или нет. У меня были еще.

Комментировать
учитель Роман Родионов: А меня // 15 июля 2005, 20:32

Костя Колинько пытался удушить на уроке математики, когда я фальшиво напивал какую-то мелодию за его спиной. Для человека, с детства игравшего на скрипке, страшнее пытки не придумаешь. :) Спасло меня то, что пока он учился играть на скрипке, я тягал штангу. Не выжил бы я на вашей истории музыки, нет у меня музыкального слуха :(

Комментировать
выпускница Мария Григорьева: [без темы] // 14 июля 2005, 12:25

Митя, при наших нагрузках в гимназии только музыкальной литературы и не хватало!
Видимо, за 5 лет воспоминания поистерлись. А с МХК, муз. литературой это получается уже не гимназия, а пансион для благородных девиц.

Комментировать
учитель Дмитрий Кобак: пансион // 14 июля 2005, 12:54

Маша, я помню только, что многовато валял дурака в старших классах. И судя по воспомоминаниям, которые появляются на этом форуме, я был в этом не одинок.

Что касается пансиона благородных девиц, то чуть больше благородства некоторым нашим выпускникам очень не помешало бы, а вот слово "девица" я с негодованием отвергаю. Причём здесь пол? Фехтование, кстати, я бы тоже ввёл с удовольствием, хихихи.

Комментировать
выпускница Мария Григорьева: 11 класс и фехтование // 14 июля 2005, 14:52

Митя, ты как-никак медалист, может, тебе с твоими способностями было и скучновато, а я в одиннадцатом классе полумертвая приходила на первый урок, особенно по весне. Не знаю, конечно, виной ли тому мои слабые способности. ;) И экзамен по истории в качестве выпускного ты тоже явно не выбирал.
А твои нововведения были бы замечательным образом уместны в Дворце пионеров! Там тебе и фехтование, и хореография, да и кружок по фото можно было бы открыть!
Удивительно, почему никто еще не пожаловался на физкультуру?

Комментировать
учитель Александр Симин: А чего на нее жаловаться? // 14 июля 2005, 15:23

Может в старших классах Митя и валял дурака, но в 8-м (?) довольно шустро бегал по корридорам 4-го этажа с криками "Шухер, Симин идет" :-)

Комментировать
учитель В. В. Зельченко: А пропо // 14 июля 2005, 17:05

Став классным руководителем в Митином классе (7-й? 8-й? уже не помню), я раздал многоступенчатую анкету, в которой один из вопросов был: "Что бы Вы хотели изменить в Вашей гимназической жизни?" Я ожидал чего-нибудь глубоко мировоззренческого (вроде этой дискуссии), но, к моему удивлению, мужская половина дружно написала: "СИМИН ЗРЯ ВВЕЛ БАСКЕТБОЛЬНЫЙ НОРМАТИВ". Что это такое, я не знаю до сих пор...
А насчет истории музыки и живописи - это, по-моему, действительно необходимо, но для факультативов и кружков. Кстати, спецкурс по истории живописи Возрождения в следующем году будет.

Комментировать
учитель Александр Симин: Я тоже без понятия :-) // 14 июля 2005, 17:59

Мы так потихоньку ушли в факультативы от обязательных предметов, а здесь тоже не все так ясно - имхо в такой школе как гимназия должно быть много факультативов совершенно негуманитарной и не "умственной" направленности - кружок авиамоделирования, фотостудия, спорт, туризм, еще что-нибудь подобное - что мозги отвлекались. Что думаете?
Кстати, а туризм в гимназии живет? Или нет?

Комментировать
учитель В. В. Зельченко: Думаю, что Вы правы // 14 июля 2005, 18:38

Вместо моделирования есть т. наз. "солдатики" - бешено популярный кружок по военной истории, где наряжают и раскрашивают гоплитов и кирасиров. Спорта, насколько я знаю, много, а вот туризма в прежнем его виде, к сожалению, нет. Может, Вам и карты в руки?

Комментировать
учитель Александр Симин: увы... // 15 июля 2005, 03:34

Я отношусь к тому большинству "писателей" этого форума, которые по тем или иным обстоятельствам сейчас не в Питере. Поэтому единственным доступным мне видом туризма "на пока" является туризм совместно с авиапредприятием "Пулково". :-(Эк как загнул! :-)
Хотя нет, неделю назад на пару часиков удалось вырваться - таскали прямо с воды немецкую черешню и лопали. :-)

Комментировать
учитель Роман Родионов: А где ты в Германии? // 15 июля 2005, 20:46

А Альпы чем тебя не устраивают? Я в прошлом году полазил по Альпам - почти как Кавказ, только пониже, конечно... Покатался по южной Германии и Австрии автостопом - дешево и сердито.

Комментировать
учитель Александр Симин: Я не в Германии, я в Голландии // 15 июля 2005, 23:36

А Альпы меня всем устраивают. Но - далековато для еженедельных вылазок. И свободного времени сейчас практически нет, в отпуск - домой поеду...

Комментировать
выпускница Мария Григорьева: Физкультура // 14 июля 2005, 18:13

Я имела в виду, что кому-то может недоставало физической нагрузки... Слишком много приходилось за книгами сидеть!

Комментировать
учитель Сергей Чистович: Все-таки не стоит превращать гимназию в закрытую школу, // 14 июля 2005, 17:56

где ученики только и делают, что непрерывно учатся всему на свете. Если отдельным гражданам хочется большего, бери факультативы (хотя вряд ли ты ощущал недостаток занятий даже и в старших классах - наверняка находил, чем занять время). А большинству нагрузки хватает, хочется и развлекаться иногда...

Комментировать

«Образование — это то, что остается, когда забыли все, чему учились. Образование, если угодно, — это яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь. Это не только блеск юности, естественно присущий тем временам, но и свет, исходящий от занятия чем-то значительным»

В. Гейзенберг,
немецкий физик, один из основателей квантовой механики