Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

выпускник Артемий Голь: Н.Голь(отец) // 29 мая 2004, 22:27

Некоторая информация к размышлению о древнегреческом. Часто говорят, что его изучение сегодня демонстрирует преемственность образования в дореволюционных и нынешних классических гимназиях. Но вот что пишет Я.С.Лурье в книге о своем отце С.Я.Лурье (вот она, преемственность!): "После 1905 года классическое образование в гимназии было несколько сужено за счет более необходимых предметов - обязательным остался только латинский язык. Но греческий язык сохранялся в качестве факультативного предмета". ("История одной жизни", СПб, 2004, с. 36.)
Д.И.Менделеев в "Заметке по вопросу о преобразовании гимназий" (1871г.) тоже высказал несколько мыслей на этот счет, правда, несколько более радикальных: "Греческий язык, как наименее применимый в науках, должно в средних учебных заведениях совершенно исключить, а латинский можно оставить как средство для подготовки будущих специалистов". И: "Усиливая же изучение мертвых языков, можно совершенно остановить развитие образованности в России и подготовить таких деятелей, часть которых увлечется политическими и эротическими бреднями классиков, другая часть будет писать и говорить по-русски хуже, чем по-гречески, а третья, одна из лучших, будет в состоянии узнать, что писал Аристотель, но не поймет того, что пишут ныне европейцы". (Цит. по книге: Д.И.Менделеев. Границ познания предвидеть невозможно. М.,1991, с. 359).
Впрочем, умолкаю. Maxima debetur puero reverentia.
Николай Голь, отец.

Комментировать | Вся дискуссия

«Гимназия есть школа для той части народа, которая с помощью знания законов человечества хочет встать в ряды передовых людей, руководящих государственным развитием, или посредством разумения законов природы способствовать совершенствованию практической жизни»

О. Шрадер,
немецкий лингвист и историк