Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель В. В. Зельченко: еще пол-ответа // 30 декабря 2004, 13:04

Митя, я, м. б., что-то упустил, но, по-моему, никаких двойных смыслов тут не скрывается. Amabilis имеет обычное для таких отглагольных прилагательных на -bilis значение возможности в пассиве: как credibilis - "тот, в которого можно поверить (правдоподобный)", superabilis - "тот, которого можно победить (преодолимый)" и т. д., так и amabilis - "тот, которого можно (стоит) полюбить, способный вызвать любовь". Oxford Latin Dictionary прямо переводит его через lovable, добавляя для ясности "able of worthy to be loved".

Комментировать | Вся дискуссия
учитель Дмитрий Кобак: "loveable" // 30 декабря 2004, 20:21

Всё правильно. Я имел в виду, что русское "любезный" совершенно не означает "тот, которого можно (стоит) полюбить, способный вызвать любовь". Какими качествами обладает человек, "способный вызвать любовь"? Это совершенно неясно; может быть, он должен быть любезным, а может быть, напротив, грубияном. Поэтому совет Овидия звучит загадочно (или просто тавтологично): что, собственно, он советует читателю? А в переводе Гаспарова наставление приобретает конкретику: что такое "любезный", в общем, всем понятно.

Комментировать
учитель В. В. Зельченко: "любезный" // 31 декабря 2004, 11:26

Насколько я понимаю, Гаспаров употребил здесь слово "любезный" не в смысле "вежливый", а в старинном значении (по Далю: "любви достойный, заслуживающий расположенье, сердечную привязанность"). Ср., напр., "И долго буду тем любезен я народу...", или у Державина в "Фелице": "Поэзия тебе любезна, / Приятна, сладостна, полезна, / Как летом вкусный лимонад". Кстати, Овидий в следующих строках поясняет, что он имеет в виду под amabilis: ум, обходительность, умение занять даму живой беседой - а также, господа гимназисты, знание двух языков (да-да, тех самых...)

Комментировать

«Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях»

Ф. Ницше,
немецкий философ