Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель В. В. Зельченко: попробую // 9 декабря 2004, 03:34

1. "Меркацо" более всего похоже на слово mercatio ("купля-продажа, коммерческая операция"), которое русским гимназистам той поры полагалось произносить как "меркацио". Слово это, вообще говоря, позднее, так что в читаемых в гимназии латинских текстах встретиться не могло; но если майцам преподавали римское право, то вероятность их знакомства со словом mercatio возрастает. Можно себе представить (хотя это чистой воды гипотеза, конечно), что на одном из таких занятий этот бедолага по ошибке произнес вместо "меркацио" - "меркацо", и это к нему прилипло.
2. В "стинкт спиритус" явно проглядывает намеренно искаженное Sanctus Spiritus - "Святой Дух"; stinctus означает "угасший" (во всех смыслах). Опять-таки в порядке гипотезы могу предположить, что шутка основана на обыгрывании стандартного сокращения St. Spiritus.
3. Исходя из того, что Вы пишете о дефекте речи этого юноши, думаю, что второе прозвище должно было произноситься как "штинкт<ус> шпиритус". Причем скорее всего дело не в какой-то врожденной шепелявости. В гимназии Мая всегда училось много василеостровских (и не только) немцев - если наш герой принадлежал к их числу, то он запросто мог произносить латинские st- и sp- на немецкий манер, что и подало повод его дразнить. Известна ли его фамилия?
4. Рад убедиться, что Вы продолжаете изыскания о гимназии Мая. Удачи.

Комментировать | Вся дискуссия
учитель Денис Кейер: pro nemcev-gimnazistov // 9 декабря 2004, 22:43


Ne mozhet li zdes' kak-to obygryvat'sia nemeckoe "stinken"? Osobenno liubopyten s etoj tochki zrenija variant "StinkT-Spiritus".

Pervoe prozvishche tozhe interesnoe, nado eshcho podumat' Spasibo za interesnyj material!

Комментировать
выпускница Дарья Кулешова: спасибо // 10 декабря 2004, 00:32

Спасибо вам огромное за помощь!
А я-то ломала голову над тем, к чему в прозвище фигурирует слово "продажа". Я подумала, что неправильное окончание - очередная ошибка в гимназическом журнале.
А "шепелявого бедолагу" звали Густавом Цейдлером (учился в Гимназии вместе с Рерихом и закончил её в 1893г), а стал он (кем бы вы думали?!) известным и авторитетным хирургом. Цейдлер был первым, кто наложил шов на рану сердца, также одним из первых в России обосновал необходимость ранней операции при остром аппендиците. Им разработана методика трехэтапной операции при опухолях ободочной кишки, которая получила название операции Цейдлера-Шлоффера. Цейдлер работал вместе с Дмитрием Оттом в Повивальном институте на набережной р.Фонтанки.

Комментировать

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности