Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель В. В. Зельченко: гимназический футбол сто лет тому назад // 6 апреля 2010, 12:01

Просматривая официальные отчеты 7-й Петербургской мужской гимназии (находилась в Песках, на 5-й Рождественской), я наткнулся на замечательный, по-моему, текст, который привожу целиком:

"ОТЧЕТ ОБ ИГРЕ В ФУТБОЛ В 1904-1905 ГГ.

В сентябре месяце 1904 г. шесть учеников 8 [выпускного] класса заинтересовались сложною английскою игрою в футбол. Они начали посещать происходившие тогда ежегодные матчи между известнейшими клубами лиги футболистов С.-Петербурга и его окрестностей. Увлекательная игра, способствовавшая развитию всех частей тела и требовавшая, кроме того, большого расчета и сообразительности, не могла, конечно, не увлечь их, и они, испросив предварительно согласие исполнявшего тогда должность директора гимназии А. Г. Образцова, купили в складчину мяч и начали знакомиться с основными приемами игры под руководством ученика Синдеева, уже раньше игравшего в эту игру и хорошо с ней знакомого.
Игра происходила каждый день после уроков. Так как в гимназическом саду, на площадке которого шла игра, оставались после уроков и другие ученики, то в скором времени к организаторам футбол-клуба при С.-Петербургской Седьмой гимназии примкнули еще несколько учеников как 8, так и других классов. Когда директором гимназии был назначен Н. А. Карпов, разрешивший 8-му классу играть в саду во время большой перемены, то в игре принимали уже участие по 16 и 20 человек. Кроме учеников, в игре участвовали и некоторые преподаватели, отчего игра принимала еще большее значение и интерес. Так дело продолжалось до зимы, когда наступившие холода и выпавший снег заставили прекратить игру. Однако последняя настолько стала потребностью учеников 8 класса, что они выхлопотали у г. директора разрешение играть маленьким мячом в актовой зале гимназии и уже здесь играли почти все зимнее время.
В феврале месяце 1905 года для футболистов С.-Петербургской Седьмой гимназии наступил новый период их игры. В середине этого месяца они обратились к г. директору Н. А. Карпову с просьбою достать им манеж для игры в нем по воскресным дням. Н. А. Карпов взял на себя труд снестись с начальством Офицерской кавалерийской школы, и в скором времени манеж был предоставлен ученикам С.-Петербургской Седьмой гимназии при условии, что с ними всегда будет находиться кто-либо из лиц педагогического персонала гимназии и что все убытки, которые будут нанесены учениками игрою в манеже, будут немедленно возмещаемы. Необходимые для игры принадлежности и новый очень хороший и дорогой мяч были приобретены для учеников из специальных средств гимназии в виду пользы, приносимой этой игрою. Таким образом, гимназисты начали серьезную игру в манеже, где с ними играли и некоторые из преподавателей гимназии. Для большего ознакомления с игрой учеником 8 класса Синдеевым приглашались в манеж некоторые опытные и известные игроки С.-Петербурга. Играя в манеже, гимназисты решили между прочим позаботиться о своем внешнем виде, и вскоре играющие оделись в красивые футбольные костюмы, в изящную, белую с оранжевым форму. Число игроков возросло до 30 человек.
После нескольких тренировок в манеже гимназисты почувствовали себя в силах выступить на матчи с другими классами, и в следующие за тем воскресные дни С.-Петербургская Седьмая гимназия выступила противником Коломяжского Спорт-Клуба, С.-Петербургского Коммерческого училища и С.-Петербургской Третьей гимназии. Некоторые из этих матчей посещали Н. А. Карпов и другие гг. преподаватели, которых эта игра заинтересовала и заставила обратить на себя внимание как на один из наиболее приятных и интересных видов телесного упражнения и гимнастики.
Так как ученикам других классов гимназии, не игравшим в футбол, вход в манеж запрещен не был, то обыкновенно среди публики, посещавшей манеж, большинство составляли гимназисты Седьмой гимназии. Игра увлекла их, так что, когда 8 класс около праздника Святой Пасхи прекратил игру в манеже в виду подготовки к экзаменам, то все старшие классы гимназии, 7, 6 и 5, приобрели себе футбольные мячи. Время игры в субботу было заранее распределено. Каждый класс играл в назначенные часы, и игра шла почти без перерыва, захватив большинство участников. Инициаторы же игры, ученики 8 класса, по окончании выпускных экзаменов возобновили прерванную игру, записавшись в профессиональные футбол-клубы С.-Петербурга и его окрестностей.
В течение отчетного года футболисты 8 класса неоднократно приносили благодарности уважаемому ими директору гимназии г. Н. А. Карпову, понимая, что только благодаря его заботам они были поставлены в столь выгодные для них условия. Благодарили они также и г. А. И. Разумовского, всегда сопровождавшего учеников в манеже и тем дававшего им возможность играть в воскресные дни.

Ученик 8 класса Владимир Синдеев"

(Отчет Санкт-Петербургской Седьмой гимназии за 1904-1905 учебный год. СПб., 1906. С. 47-48).

Комментировать
выпускник Илья Коробицын: До чего интересный текст вы откопали, Всеволод Владимирович! // 7 апреля 2010, 22:48

А где вы нашли этот отчёт?

Комментировать
учитель В. В. Зельченко: В Публичке - // 8 апреля 2010, 06:41

отчеты гимназий ежегодно публиковались в виде брошюр.

Комментировать

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности