Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Летопись: 24 февраля 2009

В пятницу, 27 февраля, в 16 часов, в 43 кабинете
математик, историк науки, педагог А. В. Гладкий (Москва) прочтет доклад "Диалоги Платона глазами дилетанта (как рождались абстрактные понятия)»

Авторская аннотация:

На материале диалогов Платона "Теэтет", "Софист" и "Парменид" докладчик пытается наметить нетрадиционный подход в истории возникновения абстрактных понятий (никоим образом не претендуя на приоритет). Основная идея этого подхода состоит в том, что мыслители, впервые додумавшиеся до абстрактных понятий, переоценили возможности своего изобретения (как почти всегда случалось с первооткрывателями) и начали этими понятиями "жонглировать", производя рассуждения, которые можно назвать "псевдодедуктивными". Такие рассуждения внешне выглядят так же, как настоящие дедуктивные рассуждения, сделавшиеся примерно тогда же главным рабочим инструментом геометрии, но отличаются от них тем, что как посылки, так и правила вывода выбираются совершенно произвольно. Особо важную роль в своих рассуждениях первооткрыватели отводили процедуре "деления надвое". Увлечение, с которым участники диалогов предаются псевдодедуктивным рассуждениям, производит впечатление веселой игры, но в ходе игры возникают зачатки настоящих научных теорий. Некоторые из этих теорий получили четкое оформление уже у Аристотеля, некоторым другим пришлось дожидаться такого оформления до последней трети XIX в.

Ждем всех!

В. В.

«В классическом образовании я вижу прежде всего попытку разбить лед слов и обнаружить под ним свободное течение мысли. Тренируя вас в переводе идей с одного языка на другой, оно приучает как бы кристаллизовать их в разнообразные системы; тем самым они будут отделены от какой-то одной определенной вербальной формы, и это заставит вас мыслить, независимо от слов, сами идеи»

Анри Бергсон,
французский философ