Версия сайта для слабовидящих
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
| школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
C 14 по 23 июля в поселке Песочный прошла Летняя Школа Античности - летняя школа по изучению античной культуры, истории и языков, продолжающая традиции, принципы и программу ЛША, проходивших в 2009-2019 годах в селе Рождество.
32 гимназиста ежедневно посещали по три лекции и два семинара: они узнали про книгоиздание в античности, жреческие римские коллегии, античную географию, математику и геологию; читали Лукиана, Еврипида, Плавта; расшифровывали античные надписи, учились писать клинописью на вощеных табличках, сшили свои первые книги коптским шитьем, "вылавливали" экспонаты для музея в Пирее, создавали свой locus amoenus, учились составлять словари, говорили и пели на латыни, играли в игры, поставили два спектакля etc., κτλ.
Мы благодарим Н. Е. Самохвалову, бессменного директора прежней ЛША, чьи идеи и выдумки нас вдохновляли.
Спасибо В. Н. Кубрак (выпуск 2014β) и нашим выпускникам Саше Горбатенко, Зое Алмазовой, Саше Костюковской и Кате Слободкиной - кураторам, которые взялись за дело легко и с завидным вдохновением.
Мы безмерно благодарны А. В. Белоусову (к. ф. н., ИВКА РГГУ) и Веронике Воеводиной (выпуск 2017α) за незабываемые уроки живой латыни, без которых летнюю школу невозможно представить.
Спасибо М. М. Попихиной за уроки рисования и дополнительные физические упражнения для детей.
Спасибо всем чудесным лекторам, которые самоотверженно готовили материал и приезжали выступить в тридцатиградусную жару.
Мы сердечно благодарим В. В. Зельченко, Е. Л. Ермолаеву, Д. Д. Игнатова и Н. А. Шувалова, без помощи и поддержки которых ничего бы не было.
Спасибо Арсению Ветушко-Калевичу (выпуск 2007β), который любезно перевел имена и фамилии детей на латинский язык, и Дусе Захаровой за логотип.
Мы бесконечно благодарны коллективу и администрации гимназии за всестороннюю поддержку, а также крайне признательны Детской Академии Наук (ДАН) за помощь и теплый прием.
РАСПИСАНИЕ ЛША-2025
14.07.
Открытие школы. Заезд.
15.07.
ЛЕКЦИИ (обязательные занятия):
1. А. А. Вовин (к. и. н., СПбИИ РАН, выпуск 1999β). Средневековый латинский акт: особенности и развитие
2. Д. Д. Колер (Кондакова) (PhD, Leuven, Бельгия, выпуск 2012α). Как читали и писали книги в древности
3. В. В. Зельченко (к. ф. н., Матенадаран, Армения). Фрагменты и о чем он говорят
СЕМИНАРЫ (занятия на выбор):
1. А. С. Лебедева (СПбГУ). Поэт В. А. Комаровский и история одного римского солдата
1. Д. Д. Колер (Кондакова). Римские авторы о книгах и книгоиздании
2. Т. В. Костылева (к. ф. н., СПбГУ), В. В. Зельченко. Новые фрагменты Еврипида
2. А. А. Яковлева (СПбГУ). Из истории выражения "улыбка авгуров" (risus augurum)
16.07.
ЛЕКЦИИ:
1. Г. С. Беликов (к. ф. н., ИМЛИ РАН, РАНХиГС). Жизнь и смерть Перегрина Протея
2. Е. Н. Грачева (ЕУ, 610). Последний день Помпеи, или при чем тут Гоголь? (часть 1)
3. Н. А. Кузнецова (ИЛИ РАН, выпуск 2010β). Римские жрецы
СЕМИНАРЫ:
1. Н. А. Кузнецова. Как римский народ жрецов судил
1. Г. С. Беликов. Описание христианских общин в "Смерти Перегрина" Лукиана (Luc. De mort. Peregr. 11-14.6)
2. Д. Д. Игнатов (610, выпуск 2012β). Последний день Помпеи, или при чем тут геология?
2. Е. Н. Грачева, В. В. Зельченко. Цветет лимон: как поэты представляли себе райское место (часть 1)
17.07.
ЛЕКЦИИ:
1. Е. Н. Грачева. Последний день Помпеи, или при чем тут Гоголь? (часть 2)
2. М. М. Позднев (д. ф. н., проф. СПбГУ). Древнегреческие надписи...
3. М. М. Позднев. ... и другие надписи
СЕМИНАРЫ:
1. М. М. Позднев. Надписи на картинах старых мастеров: "Аллегория веры" Моретто; "Мужской портрет" Марони
1. П. П. Сирота (610, выпуск 2021η). Как читают палимпсесты
2. М. М. Позднев. Надписи на картинах старых мастеров: "Дама с чашей" Корреджо; "Портрет молодого человека" Свертса
2. Е. Н. Грачева, В. В. Зельченко. Цветет лимон: как поэты представляли себе райское место (часть 2)
18.07.
ЛЕКЦИИ:
1. Д. М. Коменденко (Пансион воспитанниц МО РФ). Краткое введение в античную географию: без китов, черепахи и почти без слонов
2. Л. Я. Жмудь (д. фил. н., СПбФ ИИЕТ РАН). Священные числа
3. С. С. Асатурян (художник-реставратор, Русский музей). Как появилась книга?
СЕМИНАРЫ:
1. Д. М. Коменденко. Как Эратосфен измерил Землю?
1. А. Ю. Енбекова (610). Художник так видит
1. Е. Л. Ермолаева (к. ф. н., СПбГУ, 610). О "бессмертном ребенке" в документах из "Архива Александрийского писца" (читаем папирусы).
2. А. Ю. Енбекова. Выловлено в Пирее
2. С. С. Асатурян. "Коптское шитье" или самый популярный способ шитья книг. Часть 1
19.07.
ЛЕКЦИИ:
1. Катя Слободкина (РГИСИ, выпуск 2024ω). Театр в Древней Греции
2. А. Ю. Енбекова. Папиромания
3. С. С. Дубова (к. ф. н., ИЛИ РАН, 610). Латинский язык М. В. Ломоносова
СЕМИНАРЫ:
1. С. С. Дубова. Panegyricus Elisabetae М. В. Ломоносова
1. С. К. Егорова (к. ф. н., СПбГУ, выпуск 1997α). Юный эпиграфист
2. С. К. Егорова. Преступление в Сиракузах, или Его величество эксперимент
2. С. С. Асатурян. "Коптское шитье" или самый популярный способ шитья книг (часть 2)
20.07.
ЛЕКЦИИ:
1. Н. А. Слюсарь (PhD, д. ф. н., НИУ ВШЭ, выпуск 1997α). Филология и когнитивные исследования: начало прекрасной дружбы
2. И. М. Нахмансон (выпуск 1996β). Александр Дюма, "Двадцать лет спустя": щупальца гидры
3. И. М. Нахмансон. Александр Дюма, "Три мушкетера": одно место из блаженного Августина
СЕМИНАРЫ:
1. В. В. Зельченко. Как составляются словари?
1. Н. А. Слюсарь. Как провести эксперимент? Пара историй для филологов
2. В. А. Золотарева (610, СПбГУ). Музоний Руф: "Что в браке главное»
2. Д. В. Косарев (ИЛИ РАН). Рецепция античности в Древней Руси
21.07.
ЛЕКЦИИ:
1. Н. А. Алмазова (к. иск., СПбГУ, 610). Дом Одиссея
2. Е. В. Введенская (СПбГУ, 610). Театр в Риме
3. К. С. Сомова (610). Эволюция письменных систем. Клинопись
СЕМИНАРЫ:
1. Е. В. Введенская. "Где мой горшок, или Бережливый хозяин": читаем римскую комедию
1. Н. А. Алмазова. Греческая кухонная утварь
2. Е. В. Введенская. "Аттатай, я погиб, совсем погиб": читаем римскую комедию
2. К. С. Сомова. Эволюция письменных систем. Клинопись
22.07.
ЛЕКЦИИ:
1. К. В. Викторова (к. ф. н., ЕУ, выпуск 1995β). Как двуязычие приводит к исчезновению и возникновению языков
2. С. В. Дымшиц (выпуск 2015β). Некоторое количество разговоров о театре
3. В. А. Дымшиц (д. х. н., ЕУ). Мозаики античных синагог и росписи синагоги в Дура-Европос
СЕМИНАРЫ:
1. С. В. Дымшиц. Как это делается: пьеса
2. К. В. Викторова. Как двуязычие приводит к исчезновению и возникновению языков
СПЕКТАКЛИ:
1. Вальтер Мап, De sutore Constantinopolitano phantastico (на латинском языке)
Хореги: В. В. Зельченко, Зоя Алмазова, Саша Костюковская
2. Ян Маршан, Диоген. Человек-собака (на русском языке)
Хореги: Д. Д. Игнатов, Саша Горбатенко, Катя Слободкина
23.07. Закрытие школы. Награждение. Отъезд.
15.07.-22.07. ЖИВАЯ ЛАТЫНЬ:
А. В. Белоусов, Вероника Воеводина, Д. В. Мезенцева (610)
14.07.-23.07.
ИГРЫ:
«Nomen» (авторы: В. Н. Кубрак, Зоя Алмазова, Саша Горбатенко, Саша Костюковская, Катя Слободкина)
«Маскарад» (авторы те же)
«Словарь Даля» или «Надуваловка» (авторы те же)
«Своя игра» (автор: В. Н. Кубрак)
До встречи в следующем году!
АА и ДВ