школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
πολεμικὰ |
На изолированном от внешних воздействий острове (Баффинова земля) было выселено 20 обезьян: 10 горилл и 10 шимпанзе. В течение трех месяцев им из скрытых динамиков по 20 часов в сутки транслировали песенку о ферме МакДональда. В ходе этого эксперимента 7 горилл и 4 шимпанзе отказались принимать пищу и издохли. 1 горилла и 2 шимпанзе перестали вступать в коммуникативные отношения со своими товарищами и не реагировали на внешнее раздражение. 2 гориллы вступили в драку с тремя шимпанзе, в результате которой все животные погибли от полученных ранений. И, наконец, один шимпанзе по имени Олли был помещен в лабораторию, где обнаружилось, что он довольно внятно умеет воспроизводить кудахтанье, мычание и хрюканье.
Я надеюсь, что читатель отнесется с доброжелательной снисходительностью к моему намерению рассуждать о предмете, который едва ли допускает обоснованное суждение. Всем нам ясно, что границы между эпохами условны, различные стороны общественной жизни подвержены большей или меньшей инерции, и когда новые взгляды и пристрастия завладевают одними умами, другие все еще привержены старому. Кто-нибудь, возможно, полагает, что Новое время и вовсе не кончилось, акому-то покажется необходимым придти прежде к согласию относительно того, когда оно, собственно, началось.
Признавая требование последних законным, я скажу, что Новое время началось 6 марта 1665 года. В этот день увидел свет первый номер первого научного журнала — «Philosophical Transactions», — публикуемого Королевским обществом Лондона.
Эпоха, именуемая Новым временем, длилась чуть более трехсот лет. Она завершилась в 3 часа 56 минут (по Гринвичу) 21 июля 1969 года. Нужно ли напоминать, что именно в этот момент первый человек ступил на поверхность Луны?
Спешу оговориться: я не принадлежу к числу знатоков греческой музыки. С античными теориями музыки мне приходилось сталкиваться лишь на материале моих занятий пифагорейской школой и историей античной науки. В свое время я консультировался у Е. В. Герцмана по некоторым специальным вопросам, а он, в свою очередь, просил меня (как и многих других петербургских античников) редактировать его переводы греческих музыкальных текстов. Интересной по замыслу казалась мне и первая его книга, «Античное музыкальное мышление» (Л., 1986), продолжившая иссякшие было у нас исследования греческой музыки. Но это был, так сказать, ранний Герцман. «Mysterious stories» зрелого Герцмана производят совсем иное, не побоюсь этого слова — ошеломляющее впечатление. В первую очередь об этом позаботился сам автор, выступивший радикальным критиком обветшавших концепций греческой и византийской музыки. И все же основной пафос книги не в этом. Евгений Владимирович рискнул замахнуться на самое святое в античной истории — на ее хронологию. Иначе говоря, он первым из всех, кто занимается у нас классической древностью, оказался уловлен в сети модной научной ереси — Новой Хронологии.