Цель этого проекта — собрать отрывки из мемуаров писателей разных стран и эпох, описывающих школьные уроки латыни и греческого: уроки удачные и неудачные, вдохновляющие или смертельно скучные, блестящие или комично-нелепые. Нам представляется, что конкретные примеры школьного преподавания древних языков способны дать больше пищи для размышлений, чем общие рассуждения современников о классическом образовании или типизированные образы латинистов в художественной литературе. Разумеется, степень достоверности того или иного свидетельства придется оценивать «на глаз»: к примеру, колоритная сцена латинского экзамена из «Чистосердечного признания в делах моих и помышлениях» Д. И. Фонвизина, несмотря на ее (псевдо)мемуарный характер, пожалуй, не годится для нашей антологии из-за нескольких явно неправдоподобных деталей. Еще раз подчеркнем, что нас интересуют не столько живописные характеристики учителей, их любимых прибауток, манеры держаться в классе и т. п.,* сколько образцы того, как они преподавали свой предмет.
Мы будем благодарны за любые предложения и особенно дополнения к антологии; просим посылать их (в виде текстов или просто библиографических ссылок) по адресу vzelchenko @ rambler.ru.
* Этот материал частично подобран в двух интересных статьях «антологического» характера: Соболева М. Страх перед латинистом // Лицейское и гимназическое образование. № 3. 1998. С. 75–80; Дуров В. С. Русские писатели о латыни и латинистах // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию проф. Ю. В. Откуп-щикова. СПб., 1999. С. 239–255.