Санкт-Петербургская классическая гимназия №610 Для слабовидящих
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
образование            

Классическое образование

А. И. Зайцев / 1992
Классические языки возвращаются в русскую школу

«Свершившийся, наконец, долгожданный крах коммунистической тирании ставит всех сознательных работников народного просвещения перед вопросом, чему и как учить молодое поколение.

Стремление лучшей части нашего общества выйти на столбовую дорогу европейской цивилизации через возвращение к идеям и формам жизни дореволюционной России вполне естественно и представляется автору этих строк спасительным. Огромное значение будет здесь иметь и уже начавшееся восстановление преподавания в школе латинского и древнегреческого языков. Однако вопрос об объеме и формах преподавания нам придется решать заново, ибо, не говоря уже об изменившихся условиях, и сама российская гимназия была далека от идеала как в целом, так и в преподавании древних языков в частности. Недостатки системы народного просвещения были, несомненно, в числе причин, приведших Россию к катастрофе 1917 г…»


Л. Я. Жмудь / 2000
А. И. Зайцев и классическая гимназия

«В этих заметках, связанных с десятилетием гимназии, я хотел бы обратиться не к ее успехам или неудачам, а к той части ее истории, которая связана с именем Александра Иосифовича Зайцева — недавно ушедшего от нас учителя большинства петербургских классиков, в том числе и большинства преподавателей древних языков в гимназии.

В последние годы Александр Иосифович был председателем попечительского совета гимназии и относился к этому так же, как и ко всему в своем жизни — предельно серьезно. Среди этих его многочисленных и, как правило, добровольно взятых на себя обязательств было и участие в ежегодных экзаменах по древним языкам, и непременное посещение всех докладов гимназического кружка «Классика», и выступления с лекциями перед гимназистами и учителями. Нелегко представить себе большого ученого, который бы с такой готовностью, как Александр Иосифович, читал гимназистам лекции о функциях латинского аблатива или слушал ученические доклады. Одно из заседаний кружка, которые он старался не пропускать, несмотря на тяжелую болезнь последних лет, он посетил совсем незадолго до своей смерти, в декабре 1999 г…»

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности