Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        юмор    

Гимн[1] Торопецкого Гимназического Озерлага[2]
Я. Н. Шапиро[*a], 1991, с комментариями автора

Снова нас везут куда-то[3],
И ужасен[4] наш маршрут —
Это предки виноваты,
Что копаем там и тут[5].
Рыть квадраты вдоль раскопа[6]
В городище — боже мой! —
Труд под силу лишь циклопам[7]!
Мама, я хочу домой!
Не хочу я стать циклопом[8],
Мама, я хочу домой!

Дома жизнь разнообразна,
Ну, а здесь — все пыль, жара[9],
Нет конца посуде грязной,
Не спастись от комара[10],
Гвозди в досках[11] постоянно,
Щеки в саже[12], мой — не мой,
И запор[13] от каши манной…
Мама, я хочу домой!
Не хочу я каши манной[14],
Мама, я хочу домой!
Здесь, конечно, чудный лагерь
У Торопы на мысу,
Можно приложиться к фляге[15],
Землянику жрать в лесу[16].
Но гадюки есть в сортире[17],
И добавки нет седьмой[18],
И дежурных лишь четыре[19]
Мама, я хочу домой!
Не хочу попасть в четыре[20],
Мама, я хочу домой!

Провинившийся латыни
Изучал страницы две[21],
В глаз попали комом тины[22],
И доской по голове[23],
Ветер дул[ся], дождь мочил[ся][24],
Тут — сопливый, там — хромой,
Сом не всплыл[25], табак скурился[26]
Мама, я хочу домой!
Раз такой кошмар случился,
Мама, я хочу домой!

Мы от дома недалече[27],
Но успели — будь здоров:
Сжечь дотла носы и плечи[28],
Наломать немало дров[29],
Лицезреть скульптуру парты[30]
Перед бывшею тюрьмой[31],
В пух и прах продуться в карты[32][*b] —
Мама, я хочу домой!
Денег нет играть мне в карты[33],
Мама, я хочу домой!

Отрывались слишком рано
Мы от сладких сна оков[34],
Дали на гора сверх плана[35]
Груду битых черепков[36].
Три четвертых пуда сыра[37] —
Тьфу перед голодных тьмой[38],
И в палатке слишком сыро[39]
Мама, я хочу домой!
Мне в палатке слишком сыро,
Мама, я хочу домой!
Пункт 7-й нам не поддался[40],
И отбой мешал не раз[41],
И лишь ежик попадался[42],
Но ни разу — дикобраз[43],
И, сдается, «ствол находок»[44]
Под топор пойдет зимой[45],
И «Зенит» снимал — не «Кодак»[46]
Мама, я хочу домой!
Пусть меня снимает «Кодак»[*c]!
Мама, я хочу домой!

Наш отъезд не за горами —
Грянем в 25 совков[47],
Пусть хранит портрет наш в раме
Сам товарищ Фоняков[48].
Наш прощальный клич подхватит
И спартанец, и немой[49]:
«Спальник — прочь! Даешь кровати!
Мама, я хочу домой!
Дам полцарства за кровать я,
Мама, я хочу домой!»

Торопец, 10–12/07/1991 


Примечания

  1. На мотив и с заимствованием строчек в 1–2 куплетах известной в начале 60-х гг песни «Мама, я хочу домой!» Ю.Визбора. вверх
  2. Т.е. расположенного на озере лагеря — в наиболее старом смысле: стана для временного проживания на природе.вверх
  3. На самом деле маршрут автобуса был неизменен; здесь строчка полностью из прототипа. вверх
  4. Тряский, пыльный, жаркий. вверх
  5. На самом деле копали в единственном месте; здесь слова из прототипа. вверх
  6. Действительные археологические приемы. вверх
  7. На самом деле не столь трудно; здесь строчка полностью из прототипа. вверх
  8. Один чуть не стал — но не на раскопках; см. прим. 22.вверх
  9. Со 2 по 9 дни пребывания (из 12-ти).вверх
  10. Это касается только взрослого персонала, ложившегося поздно, т.к. до 22 часов комаров не было, за редчайшим исключением. вверх
  11. На топку костра были получены обрезки досок б/у со множеством гвоздей, которые пригодились для столярных работ, но представляли угрозу босым ногам. вверх
  12. Результат того, что многие часто вертелись у костра, а также мытья закопченных котлов. вверх
  13. «Запор» — смеха ради; да и манная каша была не часто; здесь слово из прототипа.вверх
  14. Здесь строчка полностью из прототипа, но отчасти соответствует результатам опросов: предпочитающие рисовую кашу кричали громче. вверх
  15. Имеется в виду бидон с чаем, отвозимый на раскоп; в более широком смысле — вечное безумное чаепитие из непересыхающих ведер на «кухне»; а вот индивидуальные фляжки с горячительными напитками не наблюдались. вверх
  16. Даже прямо в лагере, на склонах окопчиков или воронок, а также по обочинам дорог. вверх
  17. Змеи были замечены в первые дни в траве в местах, удобных для уединения по нужде; пострадавших не было. вверх
  18. Гипербола; но будь таковая для компота — пригодилась бы; а количество подходов к чаю не ограничивалось и учету не поддается. вверх
  19. Вначале было больше; основная и объемистая работа — мытье посуды. вверх
  20. Т.е. в число дежурных-посудомоев.вверх
  21. За шум после отбоя некоторым пришлось заниматься с преподавательницами латыни. вверх
  22. При киданье во время купанья; виновник — ?, пострадавший — Филиппов(?). вверх
  23. При выгрузке очередной порции топлива; виновница — Даша, пострадавший — ?. вверх
  24. Автору, конечно, известно правильное употребление глаголов в данном контексте: без возвратных частиц; но смеха и двусмысленности ради он готов на все. вверх
  25. Был слух о водящемся в реке большом соме. вверх
  26. Это касается взрослого персонала. вверх
  27. В смысле недолгого пребывания в лагере. вверх
  28. Т.е. обжечь солнцем; многие, действительно, облезали страшным образом. вверх
  29. В нескольких смыслах: во-первых, ломая рейки и гнилые доски для своего костра; во-вторых, взяв без спросу настоящие дрова, тем самым, в-третьих, совершив нехорошее действие с плохими последствиями, за что будучи вынужденными, в-четвертых, заготовлять дрова начальнику экспедиции; в-пятых, совершая все прочие ошибки. вверх
  30. Точнее, памятник народному учителю, включающий фигуру парты. вверх
  31. В которой сегодня — интернат. вверх
  32. В них играли многие дети, но не взрослые. вверх
  33. На самом деле на деньги не играли. вверх
  34. Подъем в 8 часов; отъезд на раскоп в 9–15 — 9–30. вверх
  35. Сверх полученной натуроплаты: 28 б тушенки и 5 кг макаронных рожков. вверх
  36. Они преобладали, наряду с обломками костей; но попалось по десятку железных и бронзовых фрагментов, пяток пряслиц и кусков браслетов, бусины, рыбья чешуя… вверх
  37. За два дня до отъезда купили два круга сыра общим весом 11,5 кг за 136 руб. вверх
  38. По 250 г на каждую уставшую от каш едоцкую единицу; но все же удалось сохранить не менее четверти на день отъезда. вверх
  39. В последние 3 дня, когда прошло несколько дождей. вверх
  40. В игре на ориентирование в лесу. вверх
  41. Прерывал частные развлечения и угрожал латынью (см. прим.21). вверх
  42. Даже два: один сам появлялся в лагере и как бы служил защитой от змей; другого нашел под кустом на центральной улице Торопца Павел Черноморский. вверх
  43. Это, конечно, лишь смеха и рифмы ради. вверх
  44. Дерево, на которое вешали и клали все забытые в лагере и окрестностях вещи. вверх
  45. Это лишь рифмы ради. вверх
  46. Было несколько фотоаппаратов; какие именно — точно не известно, но «Кодака», скорее всего, не было. вверх
  47. Совками копали на раскопе; было их задействовано около двух десятков, но почти наверняка меньше 25-ти. вверх
  48. Начальник экспедиции. вверх
  49. Т.е. и самый физически непритязательный, и даже неспособный воскликнуть. вверх

Примечания редактора

  1. Отец С. Чистовича, участник торопецкого похода. вверх
  2. Вспоминается, во-первых, Саша Симин, который сел без пяти на шестерной, а во-вторых, Коля Критский, заказавший двенадцатерную (из десяти теоретически возможных). вверх
  3. Строка, видимо, должна читаться: «пусть меня снимает Ходак». Игорь Ходак — ученик беты второго набора, после Торопца уехал в США и пропал из виду. вверх

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности