Санкт-Петербургская классическая гимназия №610 Для слабовидящих
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        факультативы    

Кружок «Классика»

Кружок «Классика» был основан в мае 1996 г. гимназической коллегией древних языков и Санкт-Петербургским Античным кабинетом с целью объединить школьников, проявляющих интерес к самостоятельной научной работе в области классической филологии, и специалистов-антиковедов. На заседаниях кружка (за десять лет работы их было 75) читаются и обсуждаются работы, выполненные учениками 9–11 классов и выпускниками под руководством гимназических и университетских преподавателей. В 1996–1999 гг. кружком ведала Людмила Юрьевна Меньшикова; впоследствии работу «Классики» координировали О. В. Бударагина, А. Ю. Енбекова, Е. Л. Ермолаева, В. В. Зельченко.

Главные, хотя и неписаные условия успешного доклада — это опора на конкретные источники (участникам заседания традиционно раздается hand-out с привлекаемыми для разбора текстами), аргументированность и, разумеется, самостоятельность выводов: чисто описательных, а тем более реферативных докладов у нас почти не бывает. Создатели «Классики» убеждены, что гимназисту-старшекласснику по силам предложить оригинальное решение частной научной проблемы, условие которой четко сформулировано. Неслучайно в перечне тем часто встречаются имена авторов, которых гимназисты читают на уроках древних языков (Ксенофонт, Гомер, Катулл, Овидий, Гораций, Вергилий) — нередко идея будущего доклада рождается во время школьных занятий. Благодаря богатейшему книжному собранию Античного кабинета гимназисты могут работать с источниками и научной литературой на европейских языках.

Обязательной частью каждого заседания является дискуссия, которая подчас бывает не менее интересной, чем сам доклад: послушать гимназистов приходят не только их одноклассники и учителя, но и ведущие петербургские антиковеды. Так, непременным участником наших собраний был профессор Александр Иосифович Зайцев (1926–2000), чьи вопросы и замечания вдохновляли доладчиков на дальнейшие разыскания.

При всем многообразии трактуемых сюжетов в работе кружка можно проследить ряд своего рода приоритетных направлений — особенно ценных для нас именно потому, что сформировались стихийно. Так, целый ряд докладов был посвящен истории культуры, быта и традиционных представлений древних; греческой и латинской фразеологии; античным рассказам о реальных и фантастических животных (их охотно исследуют гимназисты, интересующиеся биологией); истории классического образования в России.

Деятельность кружка не ограничивается научными докладами учеников. По традиции первое заседание в каждом учебном году отдано рассказам гимназистов о летних археологических и образовательных поездках. По первоначальному замыслу раз в год кружок собирался на «взрослый» доклад: о знаменитых классических гимназиях прошлого, об археологии и эпиграфике рассказывали руководитель Античного кабинета А. К. Гаврилов, проф. А. О. Добролюбский (Одесса), учителя Л. Ю. Меньшикова, С. Э. Андреева, Н. Д. Сердюк, М. М. Позднев. Теперь эта традиция «взрослых» докладов привела к появлению самостоятельного факультатива — «Клуба Сирен».

С 1997 г. кружок сотрудничает со Студенческим научным обществом кафедры классической филологии СПбГУ: лучшие доклады гимназистов читаются на заседаниях СНО и студенческих конференциях. Несколько работ ежегодно публикуются в журнале «Абарис».


2009–2010

  1. Неустроев Василий (9 класс), Хотулев Кирилл (8 класс). Иудейская война: Почему захлебнулось восстание? (рук. П. В. Шувалов)
  2. Кузнецова Наталья (11 класс). Античные эпиграммы А. В. Березиной (рук. А. К. Гаврилов)
  3. Елисеева Евгения, Мартыненко Полина (8 класс). Новгородские холопы или геродотовские скифы?: О трактате Сигизмунда Герберштейна «Rerum Moscoviticarum commentarii» (рук. Е. Л. Ермолаева)
  4. Кондакова Дарья (9 класс). «Вижу ласку!»: Оговорка актера Гегелоха (рук. В. В. Зельченко)

2008–2009

  1. Кондакова Дарья, Балтайс Мария (8 класс). Закон Грассмана в древнегреческом языке
  2. Семин Алексей (11 класс). Закон Грассмана в индоевропейской перспективе
    (доклады прозвучали на совместном заседании кружка «Классика» и математического клуба «Эратосфен», посвященном 200-летию Германа Грассмана)
  3. Бровкина Анна (10 класс). Граффити античных школьников Северного Причерноморья (рук. А. С. Намойлик)

2007–2008

  1. Якерсон Мария (9 класс). О календарях и годовщинах, или Какого числа Овидию исполнилось 2050 лет?
  2. Кузнецова Алиса (9 класс). Сон о слоне: Артемидор II, 12 (рук. В. В. Зельченко) [опубл.: Абарис. 2008. № 9. С. 3–7]
  3. Кузнецова Наталья (9 класс). Тот самый Сабазий (рук. Е. В. Желтова)
  4. Кирьянов Денис (11 класс). Функции боевой колесницы у Гомера: такси или тачанка? (рук. Е. Л. Ермолаева) [опубл.: Абарис. 2008. № 9. С. 43–47]

2006–2007

  1. Ветушко Арсений (11 класс). Sub rosa: история выражения (рук. Д. В. Кейер) [опубл.: Абарис. 2007. № 8. С. 11–14]
  2. Желтова Екатерина (9 класс). Греческие проклятия на свинцовых пластинках (рук. А. С. Намойлик)
  3. Савельева Анна (8 класс). Формы se и sese в «Записках о галльской войне» Цезаря (рук. В. В. Зельченко) [опубл.: Абарис. 2007. № 8. С. 41–45]
  4. Михайлова Александра (8 класс). «Грамматическая война» Андреа Гварны: Перевод избранных глав и комментарий (рук. В. В. Зельченко). [опубл.: Абарис. 2007. № 8. С. 55–58]

2005–2006

  1. Лаго Алексей (11 класс). По эту сторону Фулы: Путешествие Пифея (рук. Е. В. Желтова)
  2. Корешков Константин (11 класс). Navigare necesse est, vivere non necesse: Об одной крылатой фразе Гнея Помпея (рук. В. В. Зельченко) [опубл.: Абарис. № 7. 2006. С. 28–32]
  3. Воробьев Григорий (11 класс). Был ли Нума Помпилий учеником Пифагора? (рук. А. В. Андреев)
  4. Горбова Александра (выпуск 2005 г.). Памфлет Лиудпранда Кремонского «О константинопольском посольстве»: Художественный перевод и комментарий (рук. А. Ю. Енбекова) [опубл.: Абарис. № 7. 2006. С. 44–48]

2004–2005

  1. Вершинин Владимир (11 класс). Состязания греческих рапсодов: по материалам диалога Платона «Ион» (рук. М. М. Позднев)
  2. Горбова Александра (11 класс). Мотив лебединой песни в античной литературе (рук. А. Ю. Енбекова) [опубл.: Абарис. 2005. № 6. С. 35–38]
  3. Григорьева Анна, Мороз Елена (9 класс). Что мы знаем о А. Д. Вейсмане? (рук. Е. Ю. Басаргина) [опубл.: Абарис. 2005. № 6. С. 21–27]

2003–2004

  1. Васильев Павел (11 класс). Путешествия древних мореплавателей вокруг Африки (рук. М. М. Позднев) [тезисы опубл.: VII межвузовская конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 12–16 апреля 2004 г.): Тезисы докладов. СПб., 2004. С. 51–52; полная версия: Абарис. 2004. № 5. СС. 13–220].
  2. Лаго Алексей (9 класс). Римское оружие по данным Вегеция (рук. П. В. Шувалов).
  3. Корешков Константин (9 класс). «Дым отечества»: Судьба одного крылатого выражения (рук. В. В. Зельченко) [опубл.: Абарис. 2004. № 5. С. 29–37].
  4. Котегова Татьяна (9 класс). Гомеровское сравнение у Овидия: «Любовные элегии», II, 5, 39–40 (рук. В. В. Зельченко).
  5. Шляхтер Майя (9 класс). Дион Хризостом, «Ахилл» (речь 58): Художественный перевод и комментарий (рук. А. Ю. Енбекова) [опубл.: Абарис. 2004. № 5. С. 42–44]

2002–2003

  1. Горбова Александра (9 класс). «Певучий челнок»: О значении греческого κερκίς (рук. Д. В. Кейер) [опубл.: Абарис. 2003. № 4. С. 23–27].
  2. Дмитрикова Александра (9 класс). «Премудрый осьминог»: Феогнид, ст. 213–218 (рук. А. Ю. Енбекова) [тезисы опубл.: VII межвузовская конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 12–16 апреля 2004 г.): Тезисы докладов. СПб., 2004. С. 53–54]
  3. Егорова София (выпускница 1997). Alcaeus ordine dispar: Гораций, «Послания», I, 19, 29 (рук. В. В. Зельченко).
  4. Кулешова Дарья (10 класс). Из истории петербургской гимназии К. И. Мая (рук. Е. Ю. Басаргина) [часть материалов опубл.: Абарис. 2003. № 4. С. 39–40].

2001–2002

  1. Довладбегян Леонид, Пузырева Вера, Украинская Наталья (11 класс). Из истории Второй Санкт-Петербургской гимназии (рук. Е. Ю. Басаргина).
  2. Ермолаев Михаил (7 класс). Зиккураты: Легенды и действительность (рук. М. М. Дандамаева).
  3. Никитина Вероника (выпуск 2001). Документы и письма римских легионеров из Британии (рук. В. П. Казанскене).
  4. Таразевич Екатерина (9 класс). Метаморфозы Ламии (рук. А. Ю. Енбекова) [опубл.: Абарис. 2002. № 3. С. 30–33].
  5. Шноль Ксения (9 класс). «Чадолюбивая Гелло»: Сапфо, fr. 178 Lobel-Page (рук. А. Ю. Енбекова) [опубл.: Абарис. 2002. № 3. С. 33–37].

2000–2001

  1. Андреева Анна, Волкова Екатерина, Дмитриева Надежда (10 класс). Из истории Первой классической гимназии в Петербурге (рук. Е. Ю. Басаргина) [опубл.: Абарис. 2001. № 2. С. 7–33].
  2. Жижина Вера (10 класс). Греческие школьные состязания в ὑποβολή (рук. З. А. Барзах, Н. А. Алмазова) [опубл.: Абарис. 2002. № 3. С. 15–18].

1996–2000

  1. Абдрахманова Динара. Вергилий и Гораций: 4 эклога и 16 эпод (рук. С. А. Тахтаджян).
  2. Алексеев Андрей. Речь Лисия «Об убийстве Эратосфена»: художественный перевод и комментарий (рук. Е. Л. Ермолаева).
  3. Андреев Алексей. Ксенофонт, «Киропедия», I, 3, 10 (рук. В. П. Казанскене).
  4. Дистель Александр. Venosus liber Acci: Персий, 1, 76–78 (рук. М. М. Позднев).
  5. Дистель Александр. Педий «fur» и сенатор Педий: Персий, 1, 85–87 (рук. М. М. Позднев) [тезисы опубл.: II межвузовская конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 5–9 апреля 1999 г.): Тезисы докладов. Ч. 2. СПб., 2000. С. 64–65].
  6. Дружинина Екатерина. Фрагмент Катулла об Аталанте (рук. В. В. Зельченко).
  7. Дружинина Екатерина. Ἀνάγκα ἀμφίπτολις: Эсхил, «Хоэфоры», ст. 75 (рук. А. К. Гаврилов) [тезисы опубл.: I межвузовская научная конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 6–10 апреля 1998): Тезисы докладов. СПб., 1999. С. 65].
  8. Дружинина Екатерина. Стук в дверь при выходе из дома: Античная сцена и городская жизнь (рук. А. К. Гаврилов) [расширенная версия опубл.: Древний мир и мы. Вып. 3. СПб., 2003. С. 94–104].
  9. Дружинина Екатерина. О выражении πέπληχε τὴν θύραν у Менандра (рук. А. К. Гаврилов) [тезисы опубл.: III межвузовская конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 10–14 апреля 1999 г.): Тезисы докладов. Ч. 2. СПб., 2000. С. 50].
  10. Евсеенко Наталья. Греческие авторы об эмбатериях (рук. Т. М. Андроненко).
  11. Евсеенко Наталья. Числительные в тексте «Метаморфоз» и «Тристий» Овидия (рук. В. П. Казанскене) [тезисы опубл.: II межвузовская конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 5–9 апреля 1999 г.): Тезисы докладов. Ч. 2. СПб., 2000. С. 69].
  12. Завьялова Вера. Греческая детская игра χυτρίνδα (рук. В. В. Зельченко).
  13. Иванова Анастасия. Мотив «рысьей зоркости» в античности и средневековье (рук. В. В. Зельченко) [опубл.: Абарис. 2000. № 1. С. 21–26].
  14. Кейер Денис. Что означает название «Apocolocyntosis»? (рук. А. К. Гаврилов).
  15. Кейер Денис. Мотив одинокой смоковницы в античной литературе (рук. А. К. Гаврилов) [тезисы опубл.: I межвузовская научная конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 6–10 апреля 1998): Тезисы докладов. СПб., 1999. С. 65–66].
  16. Кейер Денис. Знаки зодиака у Петрония: «Сатирикон», гл. 39 (рук. А. К. Гаврилов).
  17. Клейнер Светлана. Единорог у греков (рук. Т. М. Андроненко) [тезисы опубл.: Абарис. 2002. № 3. С. 4].
  18. Нестеренко Александр. Греческие авторы о совах (рук. В. П. Казанскене).
  19. Слюсарь Наталья. Проблема воли в гомеровском эпосе (рук. А. Л. Верлинский).
  20. Слюсарь Наталья. Греческая поговорка о «тени осла» (рук. А. К. Гаврилов) [тезисы опубл.: I межвузовская научная конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 6–10 апреля 1998): Тезисы докладов. СПб., 1999. С. 64].
  21. Хомицевич Ольга. Сабинское поместье в творчестве Горация (рук. Л. Ю. Меньшикова).
  22. Хохлова Юлия. Χαῖρε, ὦ Χάρων: Образ Харона в греческой и римской литературе (рук. Е. Л. Ермолаева) [тезисы опубл.: II межвузовская конференция студентов-филологов (филологический факультет СПбГУ, 5–9 апреля 1999 г.): Тезисы докладов. Ч. 2. СПб., 2000. С. 68–69].
  23. Черноглазов Дмитрий. Народная этимология у Гомера (рук. Е. Л. Ермолаева).
  24. Яминова Гюльназ. Rigidi Getae: Гораций, «Оды», III, 24, 11 (рук. С. А. Тахтаджян) [опубл.: Абарис. 2000. № 1. С. 30–33].

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

К. Хаббард,
американский писатель