Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        «Абарис»    

Фонд поддержки классического образования «Анабасис»
Кто мы? Quo vadimus?

То, о чем так долго говорили в кулуарах Санкт-Петербургской классической гимназии, наконец-то стало реальностью — весной этого года был учрежден Фонд поддержки классического образования.

Первая проблема, которая встала перед нами, была связана с самоидентификацией; проще говоря, фонду не хватало имени. Из коллективного подсознания всплыло греческое слово GREEK!!!, означающее «восхождение». Этим словом озаглавлено сочинение историка Ксенофонта, в котором описывается поход греческого отряда вглубь материка и его трудное возвращение к морю; «Анабасис» Ксенофонта — первый греческий текст, с которым знакомятся ученики Санкт-Петербургской классической гимназии. После появления названия остальные проблемы, стоящие перед фондом, показались нам решаемыми.

Вспомним историю: Петербург был основан как форпост европейской цивилизации на российских просторах; отсюда ее идеалы и ценности стали распространяться в России. Так когда-то, во времена Александра Македонского (между прочим, описание похода Александра в Азию историк Арриан, в подражание Ксенофонту, также назвал «Анабасис»), культура эллинизма распространилась на полмира, решительно раздвинув пределы греческой цивилизации. А ведь именно культурные завоевания эллинистической эпохи, воспринятые и развитые затем римлянами, и послужили основой для европейской гуманистической традиции. Хотелось бы верить, что работа фонда «Анабасис» в конечном итоге окажет не меньшее влияние на всю российскую образовательную систему, сетования на кризис которой стали сегодня общим местом.

Основную свою задачу наш фонд видит в пропаганде именно классического образования как локомотива грядущих реформ. Ближайшей целью фонда является поддержка Санкт-Петербургской классической гимназии; в дальнейшем мы планируем создать на базе гимназии методический центр классического образования. Мы надеемся, что с вашей помощью, дорогие друзья и единомышленники, нам удастся распространить эту образовательную модель в Петербурге и других городах России — то есть развить и оформить de iure то, чем Санкт-Петербургская классическая гимназия в значительной степени уже является de facto. В том, что классическое образование нуждается в пропаганде — даже, если хотите, в рекламе, — мы убеждаемся на каждом шагу. Вот недавний пример. В аспирантуру по специальности «социология» поступал юноша, изучавший в школе древнегреческий и латынь. На собеседовании его попросили объяснить, зачем нужны эти языки в наше время. Спросили прямо и попросту: профессора сами не знали ответа. И были поражены, услышав убедительный рассказ об афинской демократии, о зарождении в Греции науки в ее современном понимании, о римском праве: В нашей культурной столице это школьное знание прозвучало новым словом!

Благотворительные фонды в современной России часто создаются для освоения уже выделенных средств — что называется, «под идущие деньги». На Западе, напротив, первичной является проблема, для решения которой создается фонд — и только после его возникновения, а не наоборот, начинается работа по поиску средств для решения актуальных задач. «Анабасис» пошел именно таким путем, и у нас уже есть первые результаты: нас поддерживают, нас знают.

29 апреля 2003 г. в стенах гимназии состоялась презентация фонда, на которую пришли, несмотря на занятость, непогоду и пробки на дорогах, почти все члены Попечительского совета, представители деловой элиты и известные политики — член Совета Федерации Л. Б. Нарусова и депутат Государственной Думы П. Б. Шелищ. В. И. Матвиенко и С. М. Миронов направили приветствия в адрес фонда, а И. М. Хакамада нанесла полуторачасовой визит в гимназию накануне. Благожелательному вниманию аудитории была предложена небольшая музыкальная программа (на четырех, как водится в гимназии, иностранных языках), в которой приняли участие и школьники, и выпускники, и давний друг гимназии профессор СПбГУ Ф. А. Елоева. Гвоздем вечера стал брифинг выпускников гимназии; их рассказы о своей учебе и работе подтвердили жизнеспособность классического образования.

Мы глубоко признательны уважаемым членам Попечительского совета фонда, которые своим авторитетом поддержали нашу инициативу. Фонд «Анабасис» искренне благодарит А. Л. Борисову (антикварно-ювелирный дом «Ретро»), Л. Б. Нарусову (Фонд А. А. Собчака), А. А. Журбина (институт «Стройпроект»), Л. И. Конашенок и В. В. Рябова (Альфа-банк), Э. С. Тиктинского (холдинг RBI) и генерального консула Греции в Санкт-Петербурге И. Лакадзиса за проявленное внимание и оказание спонсорской помощи.

Благодаря щедрости первых спонсоров начата реализация ближайших целей фонда, связанных с насущными нуждами гимназии: издан этот номер журнала «Абарис», компьютерный класс благоустроен окнами современной конструкции, сотрудникам гимназии в конце учебного года оказана материальная поддержка. В ближайших планах фонда — создание достойного гимназии сайта в Интернете, пополнение ее библиотеки, помощь замечательному гимназическому театру, издание и переиздание уникальных учебников, подготовленных в гимназии, и многое другое. Более подробную информацию о программах фонда «Анабасис» можно получить у его исполнительного директора Т. О. Каменевой.

Пользуясь случаем, мы хотели бы поблагодарить за поддержку наших усилий всех друзей Санкт-Петербургской классической гимназии и особенно тех, кто с момента основания фонда помогает его работе консультациями и советами: директора Музея становления российской демократии им. А. А. Собчака Т. И. Лиханову, председателя совета директоров Российской финансовой коллегии Е. А. Жмаева, управляющего компанией «Институт поддержки предпринимательства» Е. Ю. Бычкову, вице-спикера Государственной Думы И. М. Хакамаду, исполнительного директора Центра развития некоммерческих организаций Р. С. Хацкелевич. Огромную помощь в проведении презентации нам оказали (как, впрочем, и всегда) Е. В. Пак и А. В. Карпеков.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто разделяет нашу обеспокоенность судьбой Санкт-Петербургской классической гимназии и, шире, судьбой российского образования в целом; всех, кто уверен в том, что в этой сложной системе должно присутствовать испытанное веками и прославленное великими достижениями культуры классическое образование.

Н. Б. Журбина, Т. О. Каменева, Т. В. Шарыгина, Е. К. Юзбашян

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности