Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель Роман Родионов: Выбор четвертого языка // 2 июля 2005, 05:47

У меня ощущение, что древнегреческий мне навязали. Помните в советское время было такое понятие, как нагрузка? Ты покупаешь мебельный гарнитур, а тебе в нагрузку дают полное собрание сочинений Ленина. 90% моих знакомых пошли в гимназию НЕСМОТРЯ на древнегреческий. С моей точки зрения - это одна из причин, по которой почти все выпускники его так быстро и забыли. Другое дело, если школьник этот язык выберет сам. По крайней мере у меня отношение к тем предметам, которые я выбрал сам, совершенно другое, чем к обязательным. И выживаемость знаний во много раз больше.

Как сказал один мой друг, поднять на офицальном гимназическом форуме вопрос о необходимости древнегреческого - все равно, что назвать афроамериканца "черной обезяной". А я вот глубоко убежден, что подобные темы ДОЛЖНЫ обсуждаться в гимназии. В той области науки, в которой я работаю, считается хорошим тоном ПОСТОЯННО спрашивать себя и окружающих, а зачем мы занимемся тем, чем мы занимаемся? Иначе через некоторое время система застареет и закостенеет!
Я считаю, что целесообразность самых разнообразных аспектов гимназического обучения должна постоянно обсуждаться, и школа от этого только выиграет!

И я согласен с Сашей Симиным - у учителей греческого может отсутствовать необходимая перспектива - они сами (за исключением выпускников) никогда в гимназии не учились. Кроме того, они не представляют, как можно не любить древнегреческий, ведь это их профессия. А большинство гимназистов никогда древнегреческим заниматься не собираются. Поэтому мнение выпускников в этой ситуации может оказаться бесценным - мы прошли через гимназию, но в отличии от нынешних гимназистов уже более-менее способны к зрелому анализу ситуации (в силу возраста). И при этом не замутнены, идеей, что греческий - самое важное, что есть в жизни (каждый так думает о своей профессии, я вот, например, не понимаю, как кто-то может уставать от изучения медицины!).

Развитие аналитических способностей - это просто замечательно! Можно в таком случае всю программу составить только из математики, латыни и древнегреческого и растить "аналитических монстров"!!! Судя по всему в этом и состояла идея А.И. Зайцева. Разве не должны аналитические и творческие способности быть сбалансированы?

Комментировать | Вся дискуссия
выпускница Дарья Кулешова: Знаешь, Рома, // 3 июля 2005, 23:39

Я думаю, что слово "Несмотря" появилось от НЕЗНАНИЯ. Наверное, в этом повинна и Гимназия, которая не пропагандирует (не объясняет внятно неспециалистам) необходимость древнегреческого. Наверное, каждому знакома реакция окружающих: "Ну, латынь - понятно, она нужна юристам и медикам, а древнегреческий- то зачем? Зачем детей мучить?". Отсюда и выбор "несмотря на...".
На самом деле "латынь + древнегреческий" - это своеобразная азбука, которую дети учат, чтобы научиться писать и читать, но в данном случае - это азбука Европейской культуры, которую необходимо изучить, чтобы ощущать себя частью Европейского общества, осознать его ценности и сложный процесс их формирования. Наверное, на Американском континенте эта азбука могла бы состоять из латыни и иврита, на Азиатском - из иврита и санскрита...Для русскоязычной же культуры древнегреческий, мне кажется, даже более важен, чем латынь.
Конечно, в школьном возрасте необходимость овладения данной азбукой сложно осознать, сложно самостоятельно сделать правильный выбор. В школе мы вряд ли подозреваем о том, что древнегреческий окружает нас везде, так же как, изучая физику, мы вдруг делаем открытие, что физика - это весь мир :)

Теперь о творческих способностях. Я наткнулась на воспоминания Тойнби о его двенадцатилетнем (с десяти до двадцати двух лет) древнегреческом образовании.
Там есть такая фраза:

"Для меня лично одним из следствий этого мощного гуманитарного образования стало то, что, попав к нему навеки в плен, я оказался отчужденным от моего родного языка. На жизненном пути человека бывают случаи, когда его чувства оказываются затронутыми так глубоко, что для полной разрядки и самовыражения их необходимо облечь в особые, единственно верные слова. Когда такое случается со мной, слова эти оказываются не моими родными, английскими, а либо греческими, либо латинскими. Я отнюдь не поэт, когда я думаю и изъясняюсь по-английски; так что, если б я остался ограничен английским языком, я был бы нем. Мои чувства оказались бы закупорены, не находя выхода. А так они находят выход на древнегреческом и латыни, потому что на этих языках я немножко (очень немножко) поэт."

Я думаю, это великолепный ответ на твои опасения об одностороннем (однополушарном развитии) :)

Комментировать
учитель Сергей Чистович: Рома под влиянием американской культуры // 4 июля 2005, 12:19

(а может быть и НЕСМОТРЯ :) ) не хочет признать, что школа не должна давать профессиональное образование. Гимназия - не подготовительные курсы в университет, и зачем нам четвертый современный язык (а то пятый? шестой?). Не знаю, как там насчет логического мышления, но то, что изучение классических языков идет в связке с историей и изучением античной культуры, безусловно, способствует лучшему пониманию западной цивилизации в целом. В отличие от современных языков, которые, по большому счету, нужны только сами по себе, для общения с представителями определенной нации. "Греческий язык" на самом-то деле куда более широкий предмет, чем, например, французский.

Комментировать
выпускник Алексей Коновалов: +1 // 5 июля 2005, 00:12

Школа - это школа. Пусть такие умники идут в путягу.

Комментировать
учитель Роман Родионов: Связь языка с историей и культурой. // 7 июля 2005, 04:38

Может быть, параллельно с первым годом древнегреческого, читать в восьмом классе курс по античной культуре? Это я все о том, как заинтересовать школьников и сделать процесс изучения древнегреческого более осмысленным. Понятно, что история культуре уже читалась в 6-ом классе, но ведь можно же углубить :) Процитирую Леонида Яковлевича: "латынь, поддержанная античной историей и культурой, шла "на ура"."
Да, не соглашусь с Сережей:
"...В отличие от современных языков, которые, по большому счету, нужны только сами по себе, для общения с представителями определенной нации. "Греческий язык" на самом-то деле куда более широкий предмет, чем, например, французский."
На французском можно еще и книжки читать, да и музыку слушать. Для меня загадка, как ты в данном случае определяешь, какой предмет "шире", а какой "уже" :). К тому же, тут заходила речь об изучении эволюции языка. Вот для чего-чего, а для изучения эволюции языка лучшей модели, чем связка "латынь - современный романский язык", просто сложно представить.

Комментировать
учитель Сергей Чистович: Не согласен с тобой совершенно // 7 июля 2005, 12:15

Французский или испанский не может быть поддержан изучением соответствующей культуры, т.к. культур много, а голова одна. А вот античность у нас тоже одна. Да, Л.Я. прав насчет поддержать, но в попределенной степени греческий и сейчас поддержан. И сам поддерживает. Грубо говоря, на уроках греческого мы отчасти повторяем то, что успели забыть из античной истории.

Комментировать
учитель Роман Родионов: Как посмотреть :) // 7 июля 2005, 17:58

Ну, с тем же успехом можно сказать, что французский язык один, а древних много. :)
И книг на французском написано больше, чем на всех древних языках вместе взятых (прогресс, каждый норовит что-то написать, да и напечатать попроще будет). А много ли ты знаешь музыки на древнегреческом?

"Грубо говоря, на уроках греческого мы отчасти повторяем то, что успели забыть из античной истории."
Теоретически, да, но только не в течение первого года, когда весь упор на грамматику. А на первом году, как раз, и возникают обиды и неприятие.

Комментировать

«Кто занимается философией греков, на каждом шагу наталкивается на эту способность ставить принципиальные вопросы, и, следовательно, читая греков, он упражняется в умении владеть одним из наиболее мощных интеллектуальных орудий, выработанных западноевропейской мыслью»

В. Гейзенберг,
немецкий физик, один из основателей квантовой механики