Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

выпускник Илья Нахмансон: Рим для римлян // 12 декабря 2010, 01:54

В связи с очередными маршами и демаршами хочу спросить у классиков и историков, как обстояли дела с национализмом в античности? Вроде бы считается, что взгляды современных борцов за этническую чистоту выросли из философии Гегеля и его последователей и вообще европейский национализм - явление новое. С другой стороны, мы же знаем, что неграждан ущемляли в правах и римляне, и греки (бедный Лисий!), и наверное какие-то представления о национальном (расовом?) превосходстве существовали уже тогда. А в какой форме это было?

Комментировать
учительница В. Б. Гефтер (Жижина): См. Лурье // 12 декабря 2010, 18:55

хрестоматийный трактат 1922 года "Антисемитизм в древнем мире". Там подробно.

Комментировать
выпускник Илья Нахмансон: Посмотрел // 13 декабря 2010, 00:45

Подробно только о евреях, а как с другими?

Комментировать
учитель Дмитрий Кобак: О, спасибо за наводку! // 30 декабря 2010, 14:59

Комментировать
учитель В. В. Зельченко: Вообще-то // 13 декабря 2010, 21:45

про это лучше бы написали Л. Я. или Д. В., но если они молчат, то попробую. Ущемление неграждан в правах не связано с национальностью: метек Лисий был, конечно, таким же эллином, как и его афинские судьи, а незаконных детей двух афинян ущемляли точно так же, как и детей афинянина и неафинянки. Этот самый Периклов закон 451 г. до н. э. о гражданстве (eks astou kai astes), скорее всего, был связан с денежными и хлебными раздачами гражданам - в таких случаях вопрос о том, кому давать, а кто нагло лезет в очередь без московской прописки, всегда стоял особенно остро. С другой стороны, если не сам Перикл, то значительная часть голосовавших за его нововведение могла думать о том, чтобы обеспечить мужьями своих дочерей (сто лет спустя автор речи против куртизанки Неэры (из Коринфа) будет восклицать: "А между тем наши дочери, афинянки, из-за таких, как она, остаются старыми девами!"). Кроме того, закон вступал в противоречие с реальными обычаями эпохи: через 50 лет, в архонство Эвклида, его возобновили, но без обратного действия; а ранее сам Перикл был вынужден просить о даровании гражданских прав своему незаконному сыну от милетянки Аспасии. Так что это политика-экономика, а не национализм. У римлян, насколько я понимаю, история такая же.
Представления о национальном превосходстве греков над варварами, которых не знает ни Эсхил в "Персах", ни Геродот, возникают, похоже, в начале IV в. до н. э.; причем связывается это превосходство не с этнически-расовыми, а с политическими и культурными преимуществами (даже у Исократа, который больше других любил объяснять грекам, почему они лучше персов, сказано в "Панегирике", что имя "эллин" значит не происхождение, а тип образования). Дальше... простите, прерываюсь - вахтер гремит ключами, выгоняя из Античного кабинета. Продолжу дома. PS: Есть любопытная и вместе популярная (курс публичных лекций) книга: Albrecht Dihle. Die Griechen und die Fremden. Muenchen, 1994. Там глава про национальную идентификацию и пр.

Комментировать
выпускник Илья Нахмансон: что же дальше? // 30 декабря 2010, 17:08

Страшно интересно, дорасскажите, когда будет возможность.

Просто мы же видим в античной истории примеры того, что сейчас назвали бы геноцидом, или этническими чистками, или попросту погромами, причем не только при столкновениях, условно говоря, цивилизации с варварами, когда Марий под корень истребил кимвров и тевтонов, но и в обжитых, культурных местах (Митридат и малоазийские италики, Эмилий Павел и эпирцы). Конечно, там во главе угла была политэкономия, ну так и сегодня... Любопытно, какие тогда лозунги звучали?

А с евреями, кажется, совершенно отдельная история.

Комментировать
учительница Наталья Кузнецова: Илья, Вы не могли бы пояснить свою мысль // 1 января 2011, 12:29

о том, что во главе угла и сегодня политэкономия? Что имелось в виду? Применительно к расизму это может быть дележ рабочих мест или тот факт, что люди, которые разогревают в массах ненависть к "приезжим" часто преследуют свою выгоду. Или еще что-нибудь.
Боюсь, я бы не стала сводить расизм к таким вещам, во всяком случае, сейчас, когда главное, чем запугивают народ в связи с национальными проблемами - терроризм. Или это только мне так кажется?

Комментировать
выпускник Илья Нахмансон: о выгоде // 2 января 2011, 23:53

Наташа, я не хочу совсем втягиваться в дискуссию о современном фашизме, потому что тема эта больная и сложная, а я не историк и не социолог, чтобы емко и точно формулировать причины и следствия. У ненависти к инородцам есть всегда несколько граней, это могут быть "биологические" факторы, "философские", "культурные", "религиозные" - я все эти эпитеты употребляю в кавычках, надеюсь, вы понимаете почему. Люди в массе своей так устроены, что им необходимо как-то оправдывать свои поступки, чем бы они ни занимались, поэтому те же римляне, например, всегда свои войны обосновывали какой-то причиной, пресловутым "casus belli", хотя зачастую это был всего лишь повод для грабежа и убийства.

Так и сейчас погромщикам важно для себя знать, что они на стороне добра и все их поступки идут во благо. Система таких психологических доказательств, конечно, очень сильна, есть масса разных способов и методик управлять массами, внушая им те или иные идеи. Раньше мощнейшие механизмы убеждения были у церкви, мы знаем, что самые кровопролитные и бесчеловечные кампании, вроде крестовых походов или колонизации Америки, имели отличную пиар-поддержку, все это было публично признано благодеяниями. Затем религию потеснили прогресс и цивилизация, и просвещенные земледельцы объясняли австралийским кочевникам и североамериканским индейцам, как надо правильно вести хозяйство.

Сейчас слегка другая оболочка у всего этого, тут говорят об угрозе национальной безопасности, сохранении генофонда, особом пути и прочих таких вещах. Но для исполнителей все это традиционно сводится к грабежу и насилию, а о выгодах идеологов фашизма говорить можно долго и нудно.

Меня же, возвращаясь к тому, с чего я начал этот разговор, интересует именно "психологическая начинка" войн, мятежей, политических дискуссий в античности. Ведь кажется, у разных народов в разное время были все возможности придумать фашизм, подкрепить свои притязания на военное или культурное превосходство идеями этнической чистоты. Но вот как-то этого не было.

Комментировать
учительница Наталья Кузнецова: Может, копнуть в истории Древнего Востока? // 3 января 2011, 21:00

Я ничего об этом не знаю, но периодически говорят о том, что каждое древнеближневосточное государство считало себя "центром мира"; его жители - самые достойные, вторые по достоинству - близжайшие соседи... а те, кто живет "на краю света", и вовсе не заслуживают внимания. Геродот говорит, что египтяне считают "благородными" только (коренных?) жителей Египта, а политики Персидской державы в его "Истории" нередко озабочены тем, чтобы власть в государстве передавалась от мидянина к мидянину или от перса к персу (так, дед Кира Астиаг называет Гарпага "негоднейшим", так как он из-за личной обиды привел к власти перса Кира, а не какого-нибудь мидянина). Правда, я не слышала о вызванных такими идеями этнических чистках.

Комментировать

«Если ребенка, способного к точным наукам, учить только математике, то он станет не математиком, а ослом. Среди прочего таких детей необходимо учить латинской грамматике — ведь благодаря ей школьник знакомится с умозрительными явлениями, которые нельзя потрогать руками, но которые тем не менее подчиняются строгим законам. Только так можно научиться оперировать научными понятиями»

Р. Бунзен,
немецкий химик, изобретатель газовой горелки