Санкт-Петербургская классическая гимназия №610 Для слабовидящих
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель Дмитрий Кобак: Бумажные мосты // 23 января 2010, 21:40

Валерий Аронович! Спасибо за ссылку на Вашу статью (оставлю её здесь: http://www.lechaim.ru/ARHIV/208/dimshits2.htm) - она ответила на часть моих наивных вопросов. Вижу, что пока я собирался Вам ответить, Вы уже почти договорились с Денисом поговорить об этом в гимназии. Но так или иначе, я уверен, что этот разговор безусловно будет интересен многим, так что если у Вас будут время и силы - давайте лучше говорить здесь, а не в переписке (но на всякий случай: dkobak@gmail.com).

У меня такой вопрос. Вы в этой статье описываете, как начиналась литература и поэзия на идише, но не пишите о том, как она закончилась. Возможно, потому что людям заинтересованным это и так очевидно. Но не уверен, что это очевидно мне. Тогда я заглянул в википедию и прочитал, что перед Второй мировой в мире было около 12 миллионов носителей идиша, а к концу века осталось всего около 500 тысяч - как я понял, из-за появления ивритоговорящего Израиля и языковой ассимиляции неультрарелигиозных евреев вне Израиля, например в США. Это многое объясняет (или это чрезмерное упрощение?). Описанный таким образом процесс выглядит, увы, необратимым. Вам тоже так кажется?

Комментировать | Вся дискуссия
учитель В. А. Дымшиц: Дорогой Митя, // 23 января 2010, 22:24

я по-прежнему сомневаюсь в том, что эта специальная тема будет общеинтересной, но - хозяин барин - раз ты считаешь иначе, попробую что-то написать. Но, прости, не сразу. У меня вокруг сейчас сплошные дедлайны. Пока одно частное замечание. Кроме языкового сдвига (в социолингвистике это так называется) еще была война. Из 6 млн. жертв Холокоста - 5 млн. были идишговорящими.

Комментировать
выпускник Денис Кирьянов: Таки языковой сдвиг есть, // 24 января 2010, 01:25

и это общепризнанно?
У меня возникает ощущение, что в последнее время есть попытки этот языковой сдвиг ликвидировать? Я неправ?

Комментировать
учитель В. А. Дымшиц: Языковый сдвиг нельзя ликвидировать // 24 января 2010, 02:10

Комментировать
учительница Наталья Кузнецова: Динь, прости, а что за попытки? // 25 января 2010, 11:03

А Валерий Аронович, похоже, пессимист, а может быть, это я оптимист. Если уж языки возрождают, то что такое какой-то там сдвиг? Были бы энтузиасты... Хотя это больная тема, и даже чахоточная.

Комментировать
учительница Наталья Кузнецова: Похоже, и сам поэт тоже пессимист... // 25 января 2010, 11:33

Бадхн

- Кому теперь бадхонес мне прикажешь сочинять?
Ищи-свищи того, кто знает идиш,
Умершего отца живому сыну не понять,
Допелся-доплясался я, как видишь.

Так мне в жилетку плакался в таверне "Морячок"
Из Лодзи старый бадхн, и на бражку
Все налегал, и закусью служил ему стишок:
- Ой, мне бы эту бражку да во фляжку!

И снова: - Ну зачем, скажи? Ведь это ж ой-ун-вэй,
Ведь это ж черти с нами пошутили:
Живые мертвым во какой отгрохали музей,
А говорить им там не разрешили!

И плачет бадхн пьяненький, и лезет он в карман,
И вот передо мной Псалмы раскрыты.
- Скажи, ты пепел или песнь? Ты бадхн иль обман?
Прах иль один из тридцати шести ты?

Комментировать
учительница Наталья Кузнецова: Кстати, // 31 января 2010, 23:37

если обсуждение еще не состоялось, Вы не могли бы повесить дату-время на форуме? Спасибо.

Комментировать
учитель В. А. Дымшиц: Я все ждал инициативы от Дениса, // 1 февраля 2010, 18:38

а теперь уезжаю до 8.02. Назначайте день

Комментировать
выпускник Денис Кирьянов: А я // 1 февраля 2010, 19:25

в этой беготне в среду совершенно забыл о том, что мы должны были договориться. Извините.
Валерий Аронович, мне помнится, Вы свободны после уроков в среду?
Тогда давайте 10го. Я, правда, пока не знаю своего расписания, но очень надеюсь, что к 4м смогу быть в школе.

Комментировать

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности