Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель Л. Я. Жмудь: Ямб на заборе // 10 декабря 2008, 13:19

Вопрос с палиндромом разъяснился, спасибо В.А. - точь в точь телега, но без колес. Колышки на заборе тоже можно интерпретировать метрически: одни короткие, другие длинные.
Воображение для науки - вещь бесценная, но только контролируемое воображение. Обсуждаемая нами школа ничего контролировать не хотела и упивалась собственным полетом мысли, как в России, так и во Франции, Италии и т.д.
К. Гирц (о котором я раньше не слышал), хотя и поминал часто слово "семиотический", писал по-другому и о другом; учился он у М. Вебера (по книгам) и Т. Парсонса. Не зря в этой цитате он говорит об алхимии, а в конце главы о Леви-Строссе задает риторический вопрос: не алхимия ли это? Кстати, о культурной антропологии: лучшее, что я читал на эту тему, - это "Конфигурации культурного роста" А. Крёбера (+ его же Антропология). Это единственный в 20 в. ученый, у которого я нашел слово "позитивист" в положительном смысле и применительно к самому себе. Выдающийся человек!
Суть дела, впрочем, не в этом, а в том, что симпатизанты все время переводят разговор на предшественников (Соссюра) и потомков, на которых было "оказано влияние": биосемиотиков, Гирца, наконец, самих себя и вообще всех тех, кому в детстве как-то привиделось мировое древо с лазающим по нему трикстером и они это помнят до сих пор. Вопрос, что же в конце концов открыли лучшие представители этой школы, что у них переняла вся остальная наука, как она переняла, например, у Трубецкого, - этот вопрос упорно обходится.
"Я с этим согласиться не могу", - вежливо, но твердо отвечают они и остаются при своих. Показательно, что Жолковский, относящийся к своей бывшей школе с симпатией, хотя и критически, тоже не смог ответить на этот вопрос.

"Структуралистский переворот носил четко выраженный территориальный характер, претендуя на то, чтобы заменить импрессионистическое словоблудие научно-технической схематизацией. Под пером таких экстремистов, как Ж<олковский> и Щ<еглов>, предлагаемый идеальный метаязык достиг действительно высокого уровня сложности, уподобившись, по остроумному замечанию В. А. Успенского, схемам устройства сливного бачка, являющимся непременным украшением поездных туалетов. Но говоря всерьез, установка на научность, формулы, полные списки, уровни описания, словари и т. д. принесла вполне основательные, хотя и не всегда удобочитаемые, плоды, например, стиховедческие исследования М. Л. Гаспарова, паремиологический индекс Г. Л. Пермякова (Пермяков 1979) и ряд других результатов". http://www-rcf.usc.edu/~alik/rus/ess/z97.html

Вот именно что "ряд других результатов"! Про М. Гаспарова В.В. уже исчерпывающе ответил, с Пермяковым (род. 1919) дело обстоит точно так же: он опирался на Проппа (1928) и на мотивный индекс С. Томпсона (1955-1958), а неконтролируемый полет воображения, судя по воспоминаниям самого Ж., невысоко ценил. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/10/zhol7.html
Это показательно, что все читавший и всех знавший Ж., заговорив о плодах, за уши притягивает к м.-т. школе ученых традиционной, так сказать, ориентации, словно эта школа первая применила математику к толкованию текстов. Лютославский еще в 1896 г. ОБОБЩИЛ статистические исследования стилистических особенностей диалогов Платона, для их более точной хронологии, классики этот метод используют до сих пор.
А насчет молодости я с Вами, В.А., полностью согласен: каждому приятно вспомнить, как водила молодость в сабельный поход, как бросала молодость на Кронштадский лед...

Комментировать | Вся дискуссия
: A propos // 10 декабря 2008, 13:57

...на "заборе"-то не ямб, а хорей! И "молодость в сабельный поход" - тоже!

Комментировать
выпускница Дина Гидон: Цитата // 10 декабря 2008, 17:34

"Концепция культуры, которой я придерживаюсь и полезность которой пытаюсь показать в собранных в этой книге очерках, является по существу семиотической. Разделяя точку зрения Макса Вебера, согласно которой человек - это животное, висящее на сотканной им самим паутине смыслов, я принимаю культуру за эту паутину, а ее анализ - за дело науки не экспериментальной, занятой поисками законов, но интерпретативной, занятой поисками значений." К. Гирц (там же).

Комментировать
учитель Л. Я. Жмудь: Браво, Дина, браво, Гирц! // 10 декабря 2008, 18:01

Один вторичный продукт все же найден. Осталось найти первичный.

Комментировать

«Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях»

Ф. Ницше,
немецкий философ