Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
             

Форум

новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация

учитель В. А. Дымшиц: Спор идет о том, как мы провели молодость. // 10 декабря 2008, 02:59

Я ее провел в семинаре по теоретической биологии, который был тесно связан с Тарту.

Если серьезно, то одно дело лица и их конкретные работы (я, заметь, ни слова ни о каком Топорове и Лотмане не сказал: лица бывают разные, работы бывают слабые). Другое дело принципы. Л.Я. говорит, что отыскивать в разных вещах знаковые системы (семиотика) и структуру (структурализм), абстрагируясь от субстрата - вредно, а пытаться понять общие правила функционирования знаковых систем и структур (или пытаться понять, есть ли такие правила) - очень вредно. А В.В. к этому добавляет, что это потому, что такой подход лишен историзма.
Я с этим не согласен.
Кроме того, спор этот имеет еще и (как мне кажется) эстетическую подоплеку. Семиотические работы часто резко отличаются от прочих филологических работ: изобилуют формулами, диаграммами, сокращениями. Я охотно допускаю, что такая математико- или логикообразная статья может раздражать. Зачем о не очень сложных вещах говорить на птичьем языке. Меня это тоже временами раздражало.
Но это, как говорится, не повод...
Я тоже резкий противник монизма. Семиотические методы оч. хорошо работают в молекулярной биологии. Позволяют получать новое знание. В других областях по-разному. Плохо, когда в структурно-семиотическом методе видят универсальную отмычку, просто потому, что универсальных отмычек - нет.

Комментировать | Вся дискуссия
учитель Дмитрий Кобак: Семиотика и кибернетика // 12 декабря 2008, 19:13

Пользуясь паузой в дискуссии, я просмотрел книжку Вадима Ратнера "Генетика, молекулярная кибернетика" (2002, сборник статей). Очень интересно, особенно про Тимофеева-Ресовского и про линию Кольцов - Тимофеев-Ресовский - Дельбрюк - Шредингер - Уотсон и Крик. Я раньше не так четко представлял себе эту историю, и недооценивал влияние, которая оказала книжка Шредингера.

Однако! Ратнер вообще ни одного разу не употребляет слова "семиотика". Он везде говорит о "молекулярной кибернетике" и о кибернетическом подходе, который впервые четко был сформулирован Шредингером в его знаменитой книжке. Все разговоры про "системы управления" опять же - кибернетические. В сборнике есть статья, непосредственно посвященная генетическому коду (там в конце, кстати говоря, приносится благодарность Мельчуку), где проводится масса лингвистических параллелей, но даже и там не упоминается слово "семиотика".

Получается, что для развития молекулярной биологии оказались принципиально важными "кибернетическая" точка зрения и некоторые лингвистические аналогии - но называть это семиотикой? Как тут выше написал Всеволод Владимирович: "Понимаешь, не хочется, чтобы получалось как в "Истории семиотики в СССР" Иванова - куда ни кинь, всюду семиотика".

Уотсон и Крик руководились идеями Шредингера, который впечатлился мыслями Тимофеева-Ресовского, который развивал догадки Кольцова, и т.д. Все они решали некоторую биологическую задачу. Где тут семиотика в том смысле, в котором с ней воюют Л.Я. и В.В., я пока не вижу. Думаю, что сегодня редкий молекулярный биолог знает слово "семиотика" - хотя идея об абстрактном коде ДНК вошла во все школьные учебники и считается очевидной.

Комментировать

«Значение гимназии редко видят в вещах, которым там действительно научаются и которые выносятся оттуда навсегда, а в тех, которые преподаются, но которые школьник усваивает лишь с отвращением, чтобы стряхнуть их с себя, как только это станет возможным»

Ф. Ницше,
немецкий философ